Найти тему
Военный музей

Музейная подводная лодка Б-396 проекта 641Б "Сом" в Москве

Продолжаю свой рассказ о Музее истории Военно-морского флота России в московском парке "Северное Тушино". Здесь можно почитать мою обзорную статью об этом музейном комплексе.

Дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец", о которой и пойдёт мой рассказ, является, по сути, основным экспонатом этого музея.

 1. Подводная лодка Б-396 проекта 641Б "Сом" в Москве
1. Подводная лодка Б-396 проекта 641Б "Сом" в Москве
2. Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России в Москве
2. Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России в Москве

Б-396 - отечественная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Она была построена в 1980 году на знаменитом заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1981 г. она начала свою службу на Северном флоте, в свои лучшие годы она совершала боевые походы в Средиземное море, несла боевую службу в Северной и Южной Атлантике. Разумеется, чаще всего она "работала" в Баренцевом и Норвежском морях. После списания в 1998 г. она была выкуплена правительством Москвы.

3. Фото начала 2000-х
3. Фото начала 2000-х

В октябре 2000 г. подлодка Б-396 из г. Полярный была отбуксирована в Северодвинск. В одном из цехов ФГУП "ПО "Севмаш" она была "переоборудована" в музейный корабль. Результаты этого "переоборудования" мы увидим на последующих фото.

4. Гюйс и правый горизонтальный руль
4. Гюйс и правый горизонтальный руль

4 июля 2003 года подводная лодка-музей была спущена обратно на воду, а в конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки. Пройденный маршрут: Северодвинск - Белое море - Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Волго-Балтийский канал - Рыбинское водохранилище - Канал имени Москвы - Химкинское водохранилище.

5. Рубка
5. Рубка
6.
6.
7. Проход в рубку и на верхнюю палубы закрыт, но в принципе туда пускают - возможно, нам просто не повезло в тот день
7. Проход в рубку и на верхнюю палубы закрыт, но в принципе туда пускают - возможно, нам просто не повезло в тот день
8. Вход на лодку расположен в носу, через специально сделанный вырез в торпедном отсеке
8. Вход на лодку расположен в носу, через специально сделанный вырез в торпедном отсеке

Заходим в корабль-музей.

9. Первый отсек — торпедный
9. Первый отсек — торпедный
10. Хорошо заметны следы переоборудования - межотсечные люки задраены, в прочных переборках прорезаны проходы
10. Хорошо заметны следы переоборудования - межотсечные люки задраены, в прочных переборках прорезаны проходы

От такого переоборудования страдает атмосфера и оригинальность корабля, но зато музей могут осмотреть инвалиды-колясочники или просто пожилые люди.

11. Схема отсеков подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец"
11. Схема отсеков подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец"
12. Размеры торпедного отсека, безусловно, поражают
12. Размеры торпедного отсека, безусловно, поражают
13. Торпедный аппарат
13. Торпедный аппарат
14.
14.
15. Второй отсек — жилой и аккумуляторный
15. Второй отсек — жилой и аккумуляторный
16. Образцы аккумуляторных батарей, собственно батареи размещались ниже, под жилой палубой
16. Образцы аккумуляторных батарей, собственно батареи размещались ниже, под жилой палубой
17. Буфетная
17. Буфетная
18. Кают-компания, по совместительству - операционная
18. Кают-компания, по совместительству - операционная
19. Интерьеры кают
19. Интерьеры кают
20. Лазарет
20. Лазарет
21. Гальюн
21. Гальюн
22. ГирокомпАс?
22. ГирокомпАс?

Процитирую сам себя из отчёта о посещении аналогичной ПЛ проекта 641Б, находящейся ныне в немецком Гамбурге:

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.
23. Третий отсек — центральный пост управления
23. Третий отсек — центральный пост управления

В третьем отсеке располагаются центральный пост с локальными постами, штурманская, гидроакустическая и радиолокационная рубки.

24.
24.

По вертикальному трапу возможен выход из третьего отсека в прочную рубку, а так же, через верхний рубочный люк, можно пройти в ограждение прочной рубки, на ходовой мостик и палубу.

 25.
25.
26.
26.
27.
27.
28.
28.
29. Оборудование рубки гидроакустика
29. Оборудование рубки гидроакустика
30. Штурманская рубка
30. Штурманская рубка
31.
31.
32.
32.
33.
33.
34. Рубка радиолокации
34. Рубка радиолокации
35.
35.
36.
36.
37. Рубка радиосвязи
37. Рубка радиосвязи
38. Камбуз
38. Камбуз

Продолжение (и - завершение) обзора этой музейной подлодки можно посмотреть здесь.

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось и Вы не хотите пропустить новые рассказы о военных музеях и местах воинской славы.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]