Очень важно понять, что в развитии у ребенка западает и не развивается. Когда мы это знаем, то на много проще составить индивидуальную программу развития. И за 15-40 мин. выяснить не возможно. Можно поверхностно увидеть: не смотрит в глаза, не взаимодействует со сверстниками, не говорит и т.д. Но более углубленно разобраться и понять понадобится намного больше времени.
В прошлых частях статьи я уже писала, что в работе использую диагностический инструмент VB-MAPP (автор Марк Сандберг, Ph.D., BCBA). Мне он очень нравится, так как позволяет увидеть, на каком уровне развития находится ребенок, что не развивается, какие преграды мешают обучению, и какая среда обучения подходит ребенку.
Сегодня я расскажу о 3 уровне (прочитать о 1 уровень, 2 уровне). В моей практике среди детей с ОВЗ от 4 до 12 лет нет ни одного ребенка, который заполнил всю схему 3 уровня (VB-MAPP оценивает навыки, которыми должен владеть ребенок к 4 годам в норме).
И так 3 уровень (30 – 48 месяцев)
Все навыки усложняются, становятся более глубокими и добавляются академические навыки: письмо, чтение, математика (естественно это не значит, что ребенок должен писать поэмы и решать интегралы)
Что должен уметь ребенок в норме и чего, к сожалению, не может ребенок с нарушениями в развитии.
Манд (просьба) – Ребенок уже может спонтанно, и по какой-то причине задавать вопросы « Как тебя зовут?», «Что ты делаешь?», «Куда ты идешь?» и т.д. Обращается с просьбами, используя различные прилагательные, предлоги, наречия. Привлекает к участию в своей деятельности других людей, детей, например «Ты иди прятаться, я буду искать». Обращается с просьбой прислушаться к его собственному на данный момент вербальному поведению.
Такт (наименование) – Ребенок уже может называть любую из трех различных характеристик или функций одного предмета, когда его об этом попросят, например, «Что ты делаешь с мячом?». Может называть пространственные связи между предметами в окружающей среде, используя в речи различные предлоги и местоимения («в», «из», «под», «я», «ты», «мне», «мой»). Называет свойства предметов и характеристики действий, а так же может сравнивать свойства одного объекта или действия со свойствами другого объекта (длинный-короткий, тяжелый-легкий и т.д.). В речи ребенка есть полные предложения, содержащие от 4 и более слов.
Поведение слушателя – общий репертуар слушателя составляет 1200 слов (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.). Ребенок следует инструкциям, которые содержат несколько компонентов, например, «Отнеси кружку в раковину, вымой ее и вытри руки».
Визуальное восприятие – ребенок складывает различные модели из кубиков, конструктора, лего, пазлов или мозаики. Может выполнять задачи на последовательное расположение (красный, желтый, зеленый…и ребенок продолжает красный, желтый, зеленый).
Игра – спонтанно начинает играть в сюжетные и ролевые игры. Самостоятельно занимается творческой деятельностью (рисует, лепит, раскрашивает, вырезает, наклеивает и т.д.). Самостоятельно рисует и пишет в тетрадях (соединяет точки, проходит лабиринты, обводит буквы и цифры).
Социальное поведение и социальная игра – ребенок участвует в диалоге со сверстником. Играет в сюжетно-ролевые игры с другими детьми, спонтанно обращается к своим сверстникам с просьбой. Может сотрудничать со своим сверстником для достижения определенного результата.
Чтение – может прочитать свое имя как минимум. Выбирает (различает как слушатель) правильную букву на выбор (то есть ребенок знает алфавит).
Письмо – может написать разборчиво свое имя (не копируя) и произнести по буквам. Копирует все заглавные и строчные буквы алфавита.
Различение по ФХК – в репертуаре ребенка большое количество различных реакций на различение по функциям, характеристикам и категориям. Если вы его спросите «Какие фрукты растут на деревьях?», он ответит «Яблоки. Груши. Абрикосы». Если ребенок играет с железной дорогой, спросите у него «Куда едет вой поезд?», « Кто ведет поезд?», «Что в твоем поезде?» и ребенок начнет отвечать и показывать.
Интервербальные навыки – ребенок может вести с вами полноценный диалог, описывать различные события, отвечать на вопросы, например, о сказке, которую ему читают.
Навыки поведения в группе – у ребенка сформированы необходимые групповые навыки, включающие в себя соответствующие поведение и сосредоточенность, а так же участие в вербальной деятельности в процессе академического группового обучения. Может самостоятельно работать над заданием в группе непрерывно определенный промежуток времени без подсказки со стороны взрослого. Простыми словами, ребенок принимает полноценное участие во всех режимных моментах группы.
Лингвистика – ребенок правильно употребляет существительные в единственном и множественном числе. Изменяет глаголы по временам (прошедшее, настоящее, будущее). Произносит различные фразы с существительными, прилагательными, предлогами, местоимениями, например, «Собака погрызла мою игрушку». Может объединять фразы, состоящие из существительных и глаголов, для формирования более полных предложений с большей, средней длиной высказывания.
Математика – различает в качестве слушателя цифры от 1 до 5, называет цифры до 5. Может отсчитывать предметы в пределах 5. В качестве слушателя различает математические понятия, включающие сравнение размеров, длины, высоты, ширины, объема, громкости (большой-маленький, полный-пустой, громкий-тихий, больше-меньше и т.д.). Может сопоставлять написанное число с соответствующим количеством, а так же определенное количество предметов с написанным числом.
Помимо «Оценки вех развития» с помощью VB-MAPP также оцениваются навыки самопомощи и гигиенические навыки. Чек-лист отображает каждый уровень и что ребенок должен уметь на определенном этапе развития (умение умываться, чистить зубы, мыться, туалет, одеваться-раздеваться, кушать и т.д.)
Если нужна статья отдельно по самопомощи и гигиеническим навыкам ребенка пишите в комментариях.
Вот таким образом, углубленно выясняем актуальное развитие ребенка, и в соответствии с этим пишется программа и начинается работа.
Надеюсь, статья была полезна, если да ставьте 👍