Проезжающие мимо Кумертау по трассе Уфа — Оренбург невольно обращают внимание на огромный обрыв, заполненный водой. Это глубокое озеро — Кумертауский угольный разрез, точнее, то, что от него осталось. Когда-то здесь день и ночь шумели машины, суетились рабочие, но последние пятнадцать лет на большой пустынной территории царило печальное безмолвие.
Наверное, так же тихо и пустынно было здесь до тех пор, пока геологи не обнаружили бурый уголь, в котором так нуждалась индустрия страны в послевоенные годы. В феврале 1947 года Министерство угольной промышленности восточных районов СССР приступило к строительству первого в Башкирии угольного разреза на Бабаевском месторождении. Тогда было решено, что наиболее перспективным и удобным будет открытый способ. Он имел ряд преимуществ перед подземным: быстрее, эффективнее, ниже по себестоимости, выше по производительности труда. К тому же при открытом способе добычи угля условия труда рабочих лучше, чем в подземных шахтах.
Первый ковш угля был добыт в 1952 году. Свыше 200 миллионов тонн топлива дал разрез, пока в 1997 году правительство страны не приняло решение о ликвидации «Башкиругля» «как одного из самых убыточных предприятий отрасли». Тогда-то и стих гул машин… Опустевший разрез начал заполняться грунтовыми водами. Какое-то время спустя в котловане Федеральное агентство по энергетике и минэнерго России провели рекультивацию земель: посадили деревья, посеяли травы, сделали более пологими берега, стараясь восстановить нарушенное когда-то экологическое пространство.
Кстати, об экологии… Когда-то был пущен слух, что купаться в водах карьера опасно для здоровья, да и вообще лучше держаться от него подальше. Радиация, мол, чуть ли не как в Чернобыле. Два года назад замерили радиационный фон. Оказалось, его уровень не превышает 0,02 мР/ч. Для сравнения: при флюорографии человек получает разовую дозу облучения 400 мР. Естественное облучение в течение года до 100 мР считается для человека нормой.
Местные рыбаки, давно облюбовавшие карьер, ловят здесь раков и сплетням о радиации не верят. Они знают, что раки очень чувствительны к загрязнению и живут исключительно в чистой воде. А кислорода им нужно столько же, сколько и лососевым рыбам. Вывод очевиден: вода Кумертауского карьера чистая, богатая кислородом. Именно эти ее характеристики привлекли внимание «Нугушского рыбхоза».
Сейчас здесь началось создание садкового форелево-осетрового хозяйства, которое будет давать от 400 тонн товарной рыбы в год. Арендаторы закупили понтоны для выращивания мальков. В проект было вложено 20 миллионов рублей, общий же объем инвестиций составит, по предварительным подсчетам, около 127 миллионов.
На территории разреза построили трассу для мотогонок, где тренируются спортсмены с мотоклуба "Сапсан", ежегодно проводят республиканские и всероссийские соревнования.
Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх, будем двигаться дальше