Требуется ли лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях при осуществлении собственной аккредитованной лабораторией наблюдений за состоянием окружающей среды в целях проведения производственного экологического контроля и (или) для соблюдения иных природоохранных требований, предъявляемых к деятельности предприятия?
Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:
В соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216) (далее – Положение) данным Положением определяется порядок лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях).
Согласно п. 2 Положения деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):
- определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
- определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
- подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
- формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
При этом в соответствии с п. 3 указанного нормативного правового акта лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Таким образом, осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включая подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, допускается организациями, имеющими соответствующую лицензию Росгидромета.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – ФЗ «О гидрометеорологической службе») информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
При этом под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Следовательно, информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнения является результатом долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящих в ней природных явлений, а также оценки и прогноза состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Следует отметить, что в судебной практике при определении необходимости наличия лицензии для осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях оценивается цель проведения наблюдений за состоянием окружающей среды на предмет соответствия указанным положениям ФЗ «О гидрометеорологической службе».
Указанная позиция изложена в следующих судебных актах:
- Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. № Ф08-4092/2017 по делу №А01-2244/2016;
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2016;
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017.
Также необходимо отметить, что в судебной практике требование о лицензировании отдельных видов деятельности связано с предоставлением услуг для третьих лиц.
В соответствии с Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 8 июня 2017 г. по делу № А73-2669/2017 работы (услуги) по определению качества воды в водном объекте подлежат лицензированию как вид деятельности в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии.
При этом указанная позиция подтверждается Письмом Минприроды России от 14 сентября 2016 г. № 12-44/24288 «Об исходных данных для разработки НДС».