Найти тему
Мужские радости

Серия "ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. "Они летали на FW-190" А.Прайс(часть 11) "Истребители-бомбардировщики на Восточном фронте."

FW-190F SG2 январь 1945г
FW-190F SG2 январь 1945г

Начало книги здесь

Предыдущая публикация здесь

Интервью Вернера Гайля (Werner Gail):

Лейтенант Вернер Гайль (Werner Gail) III./SG 3 и  его Fw-190
Лейтенант Вернер Гайль (Werner Gail) III./SG 3 и его Fw-190

Вернер Гайль (Werner Gail) летал на Fw-190 в качестве истребителя-бомбардировщика на Восточном фронте. Операции на этом фронте характеризовались использованием больших армий с обеих сторон и обширностью страны по сравнению с другими театрами военных действий. В своем рассказе он описывает тактику, используемую его подразделением, при котором атаки советских танков в основном велись только после прорыва через немецкие линии обороны. Такой тип операции, и в настоящее время находит место в планировании штабов НАТО.

В июне 1944 года III./SG3, где я летел истребителем-бомбардировщиком в то время, была внезапно направлена на Восточный фронт.

Огромное русское летнее наступление, с ударом на запад, только началось, и русским почти сразу удалось прорваться через немецкие линии обороны в нескольких местах; танки противника наступали прямо в наши тылы и незащищенные районы.

Мы перебрались как можно быстрее сначала в Дюнабург (Да́угавпилс) в Латвии, а затем в Идрица(Расположен на реке Идрянка (приток реки Великой), вблизи федеральной трассы М9 «Балтия». Железнодорожная станция на линии Москва — Рига в 113 км к западу от города Великие Луки.), дальше на северо-восток в России, дальше на северо-восток в России Наша работа заключалась в том, чтобы задержать продвижение русских, чтобы наши сухопутные силы могли выиграть время для перехода на новые оборонительные позиции, с которых можно было остановить наступающие танки. Везде, где была дыра спереди, наша задача была ее закрыть.

Первое время часть людей проводила разведку местности днем, другая часть приводила в порядок помещения в которых нам предстояло пребывать, и часть вела разведку ночью чтобы понимать куда двинулся враг и где его искать. Вскоре мы очень хорошо изучили наш район. Кроме того, всякий раз, когда вражеские бронетанковые части прорывались, они пытались продвигаться по открытой местности, что облегчало наш поиск.

Как только разведка давала данные про последние позиции противника, выделялись цели и обозначались их приоритеты. Наши Fw-190 были оснащены двумя 20-мм пушками, которые мы использовали против наземных целей. Основные бомбы были 250-килограммовыми и 500-килограммовыми бомбами, а также осколочными бомбами SD-2 и SD-10, которые в большом количестве перевозились в контейнерах.

Схема бронирования самолета FW-190F . Защита самолета была не хуже чем у советского штурмовика Ил-2.
Схема бронирования самолета FW-190F . Защита самолета была не хуже чем у советского штурмовика Ил-2.

В первую очередь мы наносили удары по незащищенным колоннам снабжения. Потому что мы прекрасно понимали, что танки без топлива и припасов далеко не уедут. Но если вражеские танковые подразделения уже вступили в контакт с нашими сухопутными силами, то танки были нашей главной целью. Нормальной единицей для этих атак была группа, состоящий из четырех машин, а против более крупных концентраций противника - до двенадцати машин. К цели мы обычно летали на высоте около 2000 м, вне зоны поражения легких средств ПВО противника.

Иногда нам приходилось летать намного ниже, из-за плотной облачности. В противном случае мы не обнаружили бы противника и танки не были бы остановлены.

Мы использовали рикошет бомб от земли. Заход на цель осуществлялся на высоте 10-15м над землей и на скорости 480км/ч. Сброс бомбы происходил тогда, когда танк скрывался под капотом. 250-килограммовые бомбы, которые использовались в этих атаках, попадали в танк после удара об землю. У бомб была задержка взрывателя на одну секунду, что давало нам время уйти от взрыва. Атака такого типа обладала отличной точностью, и мы часто использовали ее против танков, которые мы ловили на открытой местности.

Снаряжение самолета кассетной бомбой(бомба-контейнер) АВ-250
Снаряжение самолета кассетной бомбой(бомба-контейнер) АВ-250

На первом этапе советского наступления мы летали очень много, иногда мы выполняли до восьми вылетов в день. Миссии длились в среднем около получаса. Враг всегда был рядом. Как правило зенитного прикрытия либо не было, либо оно было очень слабое, и мы потерь в этом случае, практически, не имели. Однако если зенитное прикрытие было хорошим мы несли тяжелые потери. Мы редко вступали в контакт с русскими истребителями. Я видел их только дважды, и мы не потеряли ни одной машины. Тем не менее, более опытные люди на Восточном фронте, как правило, считали, что русские истребители стали гораздо активнее летом 1944 года, чем в предыдущие годы.

К октябрю 1944 года наши армии были постепенно оттеснены. Группа армий «Север», в районе которой была развернута наша группа, была плотно зажата в Курляндии, и основное наступление русских шло мимо нас на запад; мы были отрезаны. Как я уже сказал, количество наших вылетов было очень высоким изначально. Однако ближе к концу августа общая нехватка топлива в ВВС стала становиться заметной, и мы были вынуждены сократить наше потребление. К концу войны самолеты от мест стоянки до взлетной полосы буксировались волам, а после приземления мы должны были немедленно выключить двигатель и дождаться буксирной команды. В дни атак на котел командование находило резервы топлива, и мы совершали до пяти вылетов в день. Постепенно эти последние резервы были исчерпаны, и мы летали все реже и реже. В первые месяцы 1945 года наша группа почти не летала совсем.

Подписывайтесь на мой канал чтобы не пропустить очередную публикацию