На лекционном занятии этой недели нам было предложено расширить конспект по теме «Теория личности Дж. Келли», опираясь на 9 главу из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности".
Основа теории личности Дж.Кели – это понятие «конструктивный альтернативизм», исходя из которого Келли доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми по-разному, так как каждый человек обладает уникальной «системой конструктов». Наша интерпретация событий оказывает большее влияние на наше поведение, чем сами события.
Все конструкты имеют определенные «свойства» (диапазон применимости, проницаемость и т.д.), на основании сочетаний которых Келли определи разные «типы личностных конструктов». Говоря о том, что «А — это то, что человек объясняет как А», он утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница в них связана с тем, какими схемами (конструктами) оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно «интеллектуальные процессы».
Теория личности Келли имеет основной постулат, который гласит, что «процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события», т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека.
«Личностный» конструкт (Хьелл Л., Зиглер Д.) — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Человек переживает события, интерпретирует их, структурирует и наделяет их значениями. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди — высокие, а другие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.
Келли изобрел инструмент оценки личности — Реп — тест, который широко применялся в разнообразных исследованиях. Реп — тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта. Его применение было проиллюстрировано в исследованиях расстройств мышления у больных шизофренией и на примере формирования дружбы.
Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно исследователям, людям необходимо с определенной точностью прогнозировать и контролировать события, происходящие в их окружении. Эта персонологическая система возникла в основном на базе клинической психологии — дисциплины, посвященной пониманию и лечению психологических проблем.
Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.
Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность. Так как при расстройствах используются конструкты постепенно потерявшие свою силу, психотерапия направлена на реконструирование конструктной системы клиента, с тем, чтобы она стала более работоспособной. И более того, терапия сама является волнующим процессом научного поиска. Терапевтическое учреждение — это лаборатория, в которой психотерапевт помогает клиенту развивать и апробировать новые гипотезы, как в клинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретировать события по — новому, не так, как он делал это раньше. Если новые конструкты подходят, клиент может использовать их в будущем; если нет — разрабатываются и проверяются другие гипотезы.
Келли не остановился на этой уникальной интерпретации задачи психотерапии и разработал собственный специфический метод — терапию фиксированной роли. Она основана на положении, что люди — это не только то, чем они себя представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, Келли полагал, что роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем самым становясь новым, более эффективным человеком. Важно помнить: Келли не верил, что терапия фиксированных ролей пригодна для всех. По его убеждению психотерапевты должны творчески подходить к выбору метода, который необходим, чтобы «человек вновь мог функционировать, и жизнь продолжалась».
Также на этой неделе наша подгруппа готовила материал к семинарскому занятию о теориях личности в отечественной психологии. Была рассмотрена общая характеристика советской и постсоветской психологии личности, Санкт-петербургская школа в психологи личности, Пермская школа, а также теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, философские С.Л. Рубинштейна, экзинтенциальные идеи М.М. Бахтина и современная культурно-историческая и культурно-деятельностная психология личности.
Особенно интересным для меня оказались экзистенциальные идеи Бахтина. Он размышляет не только о том, как есть на самом деле, но и о том, как может и должно быть. И в центре всего – человек, «свидетель и судия». Бахтин утверждает, что селовек обладает определенным культурным сознанием эпохи, в которую он живет, сознанием социальной группы, к которой принадлежит. Встреча двух сознаний, принадлежащих разным временным и культурным эпохам, помогает человеку значительно обогатить свой внутренний мир, но ее осуществление достаточно трудно. Первым шагом к пониманию является преодоление враждебности к чужой культуре. В большинстве случаев, знакомясь с произведением, погружаясь в мир автора, человеку присущи ложные тенденции. Одна из них, с точки зрения Бахтина, заключается в сведении всего к одному сознанию, растворении в нем чужого (понимаемого) сознания. Таким образом, знакомясь с творениями прошлых эпох, воспринимая их через призму собственного сознания, своего внутреннего мира, ранее усвоенных понятий, стереотипов, человек ставит себя на чужое место, переводит смысл творения с чужого языка на свой, как правило, не открывая для себя ничего нового, а лишь обнаруживая уже известные ему истины. Установка на обнаружение уже познанного не позволяет раскрыться новому либо целиком, либо освещает неизвестное в крайне обедненной форме. При этом исчезает индивидуальная личность творца. Человек видит в чужом сознании лишь отражение своего собственного. Но и другая крайность – попытка понять автора, как личность, его «я», внутренний мир, идеи, которые он вложил в творение, растворение в его сознании, взгляд на мир с его культурно-исторической позиции – также неверна. Представление о том, что для лучшего понимания чужой культуры нужно, отрешившись от своей, как бы переселиться в нее, Бахтин считает неправильным. В какой-то степени, соприкасаясь с произведениями прошедших эпох, это, конечно, необходимо. Но если понимание заключается только в этом, то оно превращается в простое дублирование, не несет в себе ничего нового и обогащающего.
Культура по Бахтину – неотъемлемая часть жизни человека, позволяющая ему обогатить свой кругозор. В статье «Искусство и ответственность» он выделяет три области человеческой культуры – науку, искусство и жизнь. Обрести единство они способны только в цельности личности. Искусство для него – творческое осмысление действительности, заключающее в себе и черты реальной жизни, и субъективный взгляд автора. Особое значение для Бахтина в мире искусства имела литература как «наука о духе», более других ориентированная на речь, диалог читателя с автором. Согласно Бахтину, лишь благодаря восприятию творческих достижений, познанию их смысловых возможностей, становится доступным своеобразное духовное и интеллектуальное «воскрешение» человека-творца, которое происходит с помощью диалогического соприкосновения с его произведениями.
Ответственность – одна из центральных категорий философии Бахтина. Творческий акт для Бахтина возможен лишь как проявление свободы человека. Бахтин полагал, что произведение и порождающее его творчество «всегда есть в какой-то мере свободное и не предопределенное эмпирической необходимостью откровение личности».