Найти тему

Капитанская дочка - пушкинский идеал личности

Капитанская дочка - пушкинский идеал личности

Роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, вершина прозы великого русского поэта и писателя, духовное завещание последующим поколениям, изучается в школе в 8 классе (3). К идее создания эпико-исторического романа в его мемуарно-художественном воплощении (2, стр. 28,29) Пушкин приходит по ряду причин: это и его давний интерес к фигурам бунтовщиков, а именно Степану Разину, Емельяну Пугачёву, к фигурам самозванцев: Григорию Отрепьеву, Емельяну Пугачёву... Это и обострившаяся ситуация в Старой-Русе, где крестьянские бунты принимали в 30-х годах XIX века размах, угрожающий государственному строю. Пушкин, как национальный поэт и писатель, мыслитель, провидец скрытых для понимания простого человека сил, движений и смыслов русской истории, искал ответы на волнующие и терзающие родину вопросы.

-2

Огромная научно- исследовательская работа сделала поэта вдобавок ещё и историком, “История Пугачёва”, документальный исторический труд Пушкина, также изучается в курсе литературы в 8 классе. Безусловно, Пугачёв – один из центральных героев романа, наряду с Петром Андреевичем Гринёвым и Марьей Ивановной Мироновой.

-3

Эволюция образов трёх главных героев романа всегда интересовали критиков, учёных и простых читателей. Чрезвычайно важно понимать место и значение каждого из них в художественном мире произведения и в целом в художественной системе Пушкина. Если образ Пугачёва важен в контексте сравнения пушкинского образа Пугачёва с есенинским (драматическая поэма Пугачёв также изучается в 8 классе), образ Петруши важен в контексте сравнения его с образами Митрофана и Милона из”Недоросля” (тоже произведение 8 класса), то образ Маши заканчивает (“Капитанская дочка” последнее из опубликованных произведений гения) галерею женских образов Пушкина. Крайне полезно сравнивать образы Татьяны Лариной и Маши Мироновой (образ Татьяны более ранний, но изучается позже, в 9 классе)

-4

Образ женского идеала от Татьяны, “Татьяна, милая Татьяна”, словно бы эволюционирует от русской иностранки, подстать русскому иностранцу Онегину, до русской русской Маши, подстать недовоспитанному на иностранный манер русскому Петруше.

Образ Пугачёва у Пушкина человечен, пугающ и трагичен. Автор не жалеет красок для изображения зверской сущности предводителя в окружении своей шайки. Очень важен философский взгляд Пушкина на природу власти: двое, крестьянский царь и дворянская царица, показаны в равном положении, оба обладают реальной властью, но... нелегитимный, незаконный царь имеет только власть казнить (миловать он не может, этого не позволяет окружение, по-звериному подчиняющееся вождю), а законная царица может и миловать, ей подвластны и кнут и пряник). Пугачёв оказывает службу Петруше, наподобие сказочного волка, сперва разрывающего коня Ивана-царевича, а царица Екатерина одаривает прощением Петруши Машу, словно Фея Золушку.

-5

Симметрия композиции прочитывается как идея произведения: только милосердие, прощение могут примирить непримиримые лагеря, дворянство и крестьянство, только вечные ценности из глубин русской культуры, питающиеся духовностью православного христианства (Василиса Егоровна о Швабрине: "... он за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует... ") такие как смирение, прощение, милосердие, верность, семья могут спасти и спасают Россию. Маша, хранительница любви, сражающаяся за неё вместе с Петрушей, как и Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Феврония Муромская – мудрая дева становится хранительницей очага, семьи, рода, родины, Отчизны.

-6

Мысль семейная становится у Пушкина одной из главных спасительных мыслей романа. Поэтому Маша появляется в названии романа, её характеристика через притяжательное прилагательное, Капитанская, связывает её с эпической стороной произведения, а семейная роль, дочка – с ценностной, духовной.

Ещё в романе "Дубровский" Пушкин ищет ответы на вопрос о том, какими путями может идти общество к решению крестьянского вопроса, к общественному согласию. Восприняв роман как притчу о дворянине-предводителе крестьянского отряда, грабящем дворян-угнетателей, цензура, без сомнения, не пропустила бы Дубровского в печать. Пушкин и не пытался публиковать роман, но развитие темы русского бунта от поражения декабристов, через Дубровского продолжена в Капитанской дочке.

-7

Марья Ивановна проста, застенчива “Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели”, скорее сошла со страниц русских сказок “круглолица, черноброва, нраву короткого такого”, повестей , в отличие от Татьяны Лариной, читающей по-французски, “ её изнеженные пальцы не знали игл; склонясь на пяльцы, узором шёлковым она не оживляла полотна”, Маша появляется, скорее, как Феврония Муромская: “Тогда вошёл он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станом сидела в одиночестве девушка и ткала холст... “ у Ермолая Еразма. У Пушкина: “Марья Ивановна села в угол и стала шить”. Чрезвычайно красива и пронзительна у Пушкина художественная деталь: “ Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку. “

-8

Как любовь Петра и Февронии Муромских затруднена социальным неравенством, так и любовь Петруши и Маши вынуждена преодолевать этот социальный закон. В размышлениях о столкновении социального закона с личной волей интересно сравнить трёх Марий у Пушкина: Марью Гавриловну (Метель),

-9

Марью Кирилловну (Дубровский)

-10

и Марью Ивановну (Капитанская дочка).

-11

Все три сталкиваются в любви с противоборством социального закона и личной воли. Марья Гавриловна делает выбор в пользу личной воли, наперекор социальному закону – проигрывает, Марья Кирилловна выбирает личную волю, как наименьшее зло – социальный закон побеждает, Марья Ивановна верна личной воле, но “наступает на горло собственной песне”, она смиряется перед социальным законом и – обретает всё.

В мире Петруши и Маши царит любовь: родители Петруши любят друг друга, родители Маши любят, до самопожертвования воимя друг друга – Петруша и Маша любят... Если подобно как и между Петром и Февронией преградой становится социальный закон, так и тех и других пытаются сломить враги. В древнерусской “повести” это дракон, ранящий Петра, Феврония излечивает его,

-12

в романе – Швабрин, ранящий Петра, Маша лечит его и между ними уже бесповоротно разгорается любовь.

-13

В “повести” бояре изгоняют Февронию, Пётр отказывается от власти ради любви, бояре сдаются, в романе родители Петруши препятствуют Маше; Швабрин, приспешники Пугачёва угрожают ей, Петруша готов венчаться, отказавшись от благословения, идёт на смертельную опасность ради любви. Эти повороты сюжета ещё более сближают роман Пушкина с архитипами древнерусской литературы и фольклором. Маша – пушкинский идеал личности, как и мудрая дева – народный идеал.

Литература

1. Гиллельсон М. И., И. Б. Мушина Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Комментарии. Пособие для учителя. Ленинград. “Просвещение”, 1977

2. История русской литературы XIX века: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования : в 3 т. Т. 3 / Под. ред. О. В. Евдокимовой, СПб, “Академия”, 2012

3. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровина Литература, 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, “Просвещение”, 2011

4. Лотман Ю. М. Идейная структура “Капитанской дочки” / Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб., 1995. – С. 212-227

5. Баталова Т. П. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина: Семантика заглавия. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова n. 3,2010 (cyberleninka.ru. ru)

6. Н. М. Фортунатов Реальная основа художественного вымысла: “История Пугачёва” в “Капитанской дочке” А. С. Пушкина. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011, n. 6 (cyberleninka.ru. ru)

7. Е. Ф. Манаенкова Торжество сердечности в романе “Капитанская дочка”. Актуальные проблемы литературоведения.Волгоград, 2006 ( cyberleninka.ru. ru)