Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (глаголы)

Продолжаю публиковать серию занятий по развитию понимания речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом. Как понятно из заголовка, на этот раз речь пойдёт о глаголах.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

По опыту со своим сенсомоторным алаликом могу сказать, что понимание существительных даётся не так сложно, как понимание глаголов. Существительные можно показать, привязав значение конкретного слова к предмету. Глаголы вроде как тоже можно показать действиями, но всё равно они учатся труднее, так как действие - это не реальный, осязаемый предмет, а немножко более абстрактное понятие. Вы знаете, что такое "бежать", но потрогать бег вы не можете. Тем не менее, учить глаголы можно и нужно.

Как и существительные, отрабатываем глаголы картинками, демонстрацией, собственно, самих действий и постоянным уместным повторением слова для выработки четких ассоциаций, что конкретное действие называется именно так.

Если вы не знаете где взять картинки, в конце статьи я разместила ссылку на Ядиск. По ней можно скачать книжку с картинками действий как раз для отработки глаголов с ребёнком.

Допустим, нам нужно выучить глагол "Прыгать". Показываем ребёнку картинку с изображением этого действия. Говорим "Прыгать". Дальше поднимаем-опускаем карточку, как будто она прыгает - "Карточка прыгает!"

Берём куклу или любую другую игрушку, ставим рядом с карточкой и тоже поднимаем-опускаем - "Кукла прыгает!".

Лёве очень нравится, когда пособия и занятия "играют" с ним, а не только показываются на столе, поэтому у меня игрушки прыгали со стола ему на плечо и обратно на стол, потом прыгали на голову, на руку - это очень веселило его. Но кроме веселья, это ещё и обостряло внимание: сын знал, что на слово "прыгает" игрушка прыгнет к нему и аж ждал его, вслушивался. В итоге многие глаголы, к которым получалось добавить интерактивный игровой элемент, учились достаточно резво.

После занятий за столом нужно показать глагол наглядно. Встаём из-за стола и легонько прыгаем: "Мама прыгает", "Аня прыгает", "Мы прыгаем".

На прогулке и в игре не забываем по возможности отрабатывать глагол (конечно, соблюдая правила безопасности), проговаривая действия ребёнка: "Прыгай со ступеньки", "Прыгай с бордюра", "Прыгай на мяче/на батуте".

Через пару дней, аналогично занятиям с существительными, проводим небольшой "экзамен" - показываем 2 карточки с действиями и спрашиваем "Где прыгает?"

Если ребёнок НЕ справился/не совсем понял, что от него хотят/не показывает пальцем, сначала попробуйте позвать на помощь домашних или игрушку. Нужно попросить папу/бабушку/сестру/куклу показать "Где прыгает?", чтобы они своим примером показали ребёнку что именно от него требуется.

Если и после такой подсказки, ребёнок не понял, чего вы хотите или неправильно выполнил задание, из его руки формируем указательный жест и показываем правильную картинку. Всё равно хвалим его и поощряем, оставляя от занятий положительные впечатления. Здесь нужно будет отработать невыученный глагол ещё 1-2 дня и снова провести экзамен.

Если ребёнок справился с задачей, можно для закрепления попросить его выполнить действие, например: "Саша, прыгай". Бывает так, что дети понимают, но иногда виснут от неожиданных просьб, поэтому можно физически подсказать, если видно, что ребёнок просто растерялся - прыгнуть самому родителю или показать на игрушке.

Также, как и с существительными, когда понятно, что ребёнок усваивает глаголы достаточно быстро, необязательно учить только один за раз. Можно устраивать занятия сразу с несколькими действиями.

Если нет возможности показать ребёнку на своём примере какое-то действие ("строит", "строгает", "пилит", "вышивает" и прочее, где нужны навыки и оборудование) - пользуйтесь видео на ютубе и других видеохостингах. Это тоже достаточно неплохо работает, главное при демонстрации проговаривать, например: "Дядя строит", "Кран строит", "Берет кирпич и строит", "Из кирпича строит", "Строят дом". Некоторые увиденные ребёнком вещи потом можно взять в ролевую игру и "строить" дом из кубиков или конструктора, отрабатывая и глагол, и игру.

По опыту скажу, что бытовые и игровые действия, с которыми ребёнок регулярно сталкивается, учатся достаточно быстро. Те, с которыми малыш не сталкивался или сталкивается редко учатся хуже, но учатся! Поэтому, просто запаситесь терпением - терпение и труд всё перетрут.

Обещанная ссылка с глаголами на Ядиске - Глаголы

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)

Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР

Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)