Продолжаю публиковать серию занятий по развитию понимания речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом. Как понятно из заголовка, на этот раз речь пойдёт о глаголах.
По опыту со своим сенсомоторным алаликом могу сказать, что понимание существительных даётся не так сложно, как понимание глаголов. Существительные можно показать, привязав значение конкретного слова к предмету. Глаголы вроде как тоже можно показать действиями, но всё равно они учатся труднее, так как действие - это не реальный, осязаемый предмет, а немножко более абстрактное понятие. Вы знаете, что такое "бежать", но потрогать бег вы не можете. Тем не менее, учить глаголы можно и нужно.
Как и существительные, отрабатываем глаголы картинками, демонстрацией, собственно, самих действий и постоянным уместным повторением слова для выработки четких ассоциаций, что конкретное действие называется именно так.
Если вы не знаете где взять картинки, в конце статьи я разместила ссылку на Ядиск. По ней можно скачать книжку с картинками действий как раз для отработки глаголов с ребёнком.
Допустим, нам нужно выучить глагол "Прыгать". Показываем ребёнку картинку с изображением этого действия. Говорим "Прыгать". Дальше поднимаем-опускаем карточку, как будто она прыгает - "Карточка прыгает!"
Берём куклу или любую другую игрушку, ставим рядом с карточкой и тоже поднимаем-опускаем - "Кукла прыгает!".
Лёве очень нравится, когда пособия и занятия "играют" с ним, а не только показываются на столе, поэтому у меня игрушки прыгали со стола ему на плечо и обратно на стол, потом прыгали на голову, на руку - это очень веселило его. Но кроме веселья, это ещё и обостряло внимание: сын знал, что на слово "прыгает" игрушка прыгнет к нему и аж ждал его, вслушивался. В итоге многие глаголы, к которым получалось добавить интерактивный игровой элемент, учились достаточно резво.
После занятий за столом нужно показать глагол наглядно. Встаём из-за стола и легонько прыгаем: "Мама прыгает", "Аня прыгает", "Мы прыгаем".
На прогулке и в игре не забываем по возможности отрабатывать глагол (конечно, соблюдая правила безопасности), проговаривая действия ребёнка: "Прыгай со ступеньки", "Прыгай с бордюра", "Прыгай на мяче/на батуте".
Через пару дней, аналогично занятиям с существительными, проводим небольшой "экзамен" - показываем 2 карточки с действиями и спрашиваем "Где прыгает?"
Если ребёнок НЕ справился/не совсем понял, что от него хотят/не показывает пальцем, сначала попробуйте позвать на помощь домашних или игрушку. Нужно попросить папу/бабушку/сестру/куклу показать "Где прыгает?", чтобы они своим примером показали ребёнку что именно от него требуется.
Если и после такой подсказки, ребёнок не понял, чего вы хотите или неправильно выполнил задание, из его руки формируем указательный жест и показываем правильную картинку. Всё равно хвалим его и поощряем, оставляя от занятий положительные впечатления. Здесь нужно будет отработать невыученный глагол ещё 1-2 дня и снова провести экзамен.
Если ребёнок справился с задачей, можно для закрепления попросить его выполнить действие, например: "Саша, прыгай". Бывает так, что дети понимают, но иногда виснут от неожиданных просьб, поэтому можно физически подсказать, если видно, что ребёнок просто растерялся - прыгнуть самому родителю или показать на игрушке.
Также, как и с существительными, когда понятно, что ребёнок усваивает глаголы достаточно быстро, необязательно учить только один за раз. Можно устраивать занятия сразу с несколькими действиями.
Если нет возможности показать ребёнку на своём примере какое-то действие ("строит", "строгает", "пилит", "вышивает" и прочее, где нужны навыки и оборудование) - пользуйтесь видео на ютубе и других видеохостингах. Это тоже достаточно неплохо работает, главное при демонстрации проговаривать, например: "Дядя строит", "Кран строит", "Берет кирпич и строит", "Из кирпича строит", "Строят дом". Некоторые увиденные ребёнком вещи потом можно взять в ролевую игру и "строить" дом из кубиков или конструктора, отрабатывая и глагол, и игру.
По опыту скажу, что бытовые и игровые действия, с которыми ребёнок регулярно сталкивается, учатся достаточно быстро. Те, с которыми малыш не сталкивался или сталкивается редко учатся хуже, но учатся! Поэтому, просто запаситесь терпением - терпение и труд всё перетрут.
Обещанная ссылка с глаголами на Ядиске - Глаголы
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Работа над пониманием речи у детей с сенсорной алалией и аутизмом (существительные)
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Как научить ребёнка повторять действия за вами (для родителей аутистов и алаликов)