В 2007 году компания GSC Game World выпустила очень значимый проект как для компании, так и для геймерской аудитории стран СНГ и мира. Конечно же это был S.T.A.L.K.E.R - Тень Чернобыля. Игра, которая так полюбилась людям из-за гнетущей атмосферы и близким по духу антуражем постсоветского пространства.
Я считаю, что рассказывать о сюжете и особенностях игры не имеет смысла, поэтому я перейду сразу к сути вопроса.
Игры серии S.T.A.L.K.E.R породили целый культ почитателей. По сталкеру было написано сотни книг, отснято много любительских фильмов, создано огромное количество модов и конечно же были попытки создать многопользовательскую версию игры.
Да, в оригинальных сталкерах есть возможность мультиплеера, но лишь в виде соревновательного шутера, а люди хотели открытый и живой мир наполненный другими игроками.
Естественно некоторые студии решили сплагиатить идею и нажиться на распиаренной и известной серии, что породило кучу ММО проектов по мотивам всеми любимого сталкера.
А вышло ли сделать хоть мало-мальски достойную игру мы сейчас и разберёмся.
Survarium
Наверное самая известная игра, вдохновлённая сталкером. Survarium разработана студией Vostok Games, часть разработчиков которой - выходцы из GSC Game World.
Трейлер с канала Vostok Games
Естественно во время анонса был большой ажиотаж вокруг этого проекта. Многие русские игровые СМИ очень активно следили за развитием проекта, было много надежд, что мы наконец-то получим свой ММО-Сталкер и сможем охотиться за артефактами и хабаром параллельно с другими живыми игроками. Но во время релиза всё оказалось не так радужно.
Нам обещали открытый мир, но вместо него мы получили обычный F2P сессионный шутер. Сказать, что игроки были разочарованы - это будет слишком мягко, но пусть будет так.
Многообещающая пиар кампания на стадии разработки обрушила ожидания игроков, что негативно сказалось на рейтинге игры. Можно сказать, что игру погубили обещания разработчиков, а не конечный продукт.
Игра выпущена в 2015 году и по состоянию на 2020 находится в раннем доступе, соответственно она имеет много багов и не очень хорошую оптимизацию.
Как и во многих бесплатных проектах имеется донат, который отталкивает от игры новых игроков, т.к. преимущество задонативших людей перед новичками довольно велико.
Радует то, что разработчики не бросают свой проект, стараются привнести что-то новое, например карты или режимы, правят баланс. В общем проект достоин на существование при условии, что разработчики будут уделять больше внимания к пожеланиям игроков (адекватных конечно же).
По своему опыту: я играл в 2015 году на момент выхода и в 2018. Игра всё-таки развивается и не так плоха.
Игра имеет смешанные отзывы. 53% из 22 тысяч обзоров - положительные.
Системные требования из Steam:
ОС: Windows 7 (Service Pack 1), Windows 8.1 (64 bit)
Процессор: Intel Core i3, AMD Phenom II X4 / AMD FX / AMD Ryzen
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: GeForce: GTX 650 / GT 1030, Radeon: R7 250X
Место на жёстком диске: 16 GB
Stalker Online / Stay Out
Ещё один проект, который вдохновлён духом сталкерства - Stalker Online. После проблем с авторскими правами в Steam он стал называться Stay Out.
Что же получилось у разработчиков? Да ничего особенного. Перед нами обычная F2P MMORPG с заданиями типа подай-принеси-убей 350 кабанов с вагоном доната.
Да, практически все игроки жалуются на донат, вокруг которого вертится абсолютно всё. Неплохое оружие стоит баснословных денег, а за квесты дают гроши.
Помимо этого в игре нет античита, соответственно шанс встретить читера равен 100%.
Плохая система PvP. Игроки с читами и кучей вложенных денег на 100 голов выше тех, кто играет без него. Т.к. накопить на хороший лут своими силами практически невозможно.
Игра вышла в 2019 и с тех пор в раннем доступе, что свидетельствует об ужасной оптимизации.
Что в игре положительного, так это сталкерский сеттинг. Какой-никакой, но он присутствует.
По своему опыту: я продержался в игре 30-45 минут. Лучше уж в сингл оригинальной трилогии сыграть ещё разок :)
В общем, прежде чем играть почитайте отзывы игроков, там есть очень забавные вещи.
Игра имеет смешанные отзывы. 47% из 4,5 тысяч обзоров - положительные.
Системные требования из Steam:
ОС: Windows 7/8 (64-bit)
Процессор: Intel Core i5 / AMD Ryzen 5 (or better)
Оперативная память: 8000 MB ОЗУ
Видеокарта: GeForce 1050Ti / AMD RX570 with 3Gb memory (or better)
Место на жёстком диске: 7000 MB
sZoneOnline / AnomalyZone
sZoneOnline / AnomalyZone - очередной проект по мотивам вселенной сталкера. Менее известен из-за отсутствия хорошей пиар кампании и названия.
Эта игра нечто похожее на StayOut. Тоже MMORPG, тоже с донатом, тоже с читерами.
Но игроки всё же хвалят игру за интересный крафт, неплохие квесты, а также PvE режим и атмосферу сталкерства.
Но игре не хватает оптимизации: краши, вылеты, бесконечные загрузки - обычное дело.
А также многие игроки жалуются, что проект стоит на месте. Игра вышла в 2015 году, но с того момента мало что изменилось в плане геймплей, квестов и графики.
Игра имеет смешанные отзывы. 45% из 251 обзора - положительные.
Системные требования из Steam:
ОС: Windows 7/8/10
Процессор: 3,2 GHz
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: GeForce 6800 / ATI X1800 (256 MB)
Место на жёстком диске: 7 GB
Подводя итог отмечу, что триумф оригинальной трилогии Сталкер пока никто не обошёл. Я считаю, что создавая ММО-проект по вселенной (мотивам) сталкера разработчикам нужно больше внимания уделять желаниям аудитории и делать меньше обещаний, чтобы позитивный настрой перед релизом не был испорчен невыполненными пунктами "хотелок" от авторов.
З.Ы. есть достаточно много мультиплеерных модов на сталкер. Из них довольно много неплохих.
Спасибо, что дочитали до конца.
Буду рад услышать ваши отзывы, критику и предложения.
Благодарю за внимание, Ваша КиберКитчен!