(Судей 9)
Мне довелось некоторое время жить в Восточной Африке, и поэтому меня глубоко потрясла и взволновала гражданская война в Руанде 1994 г. В самом начале этого жуткого кошмара журнал “Тайм” поместил на обложке фотографию, на которой были запечатлены бесчисленные тела беженцев, убитых на границе Руанды и Заира. В передовице рассказывалось о невероятной жестокости по отношению к этим беспомощным людям. В стране бушевали голод и холера, а племенная ненависть все никак не могла утихнуть. “Тайм” писал: “В начале прошлой недели представители ООН, распределявшие гуманитарную помощь, видели, как солдат из племени хуту переходил от одной палатки к другой с гранатой в руке в поисках детей племени тутси, чтобы убить их”. По-человечески мы, видя такую жестокость, невольно думаем: “Кто-то должен за это заплатить!”
Другой журнал, “Ридерз дайджест”, часто помещает хронику самых чудовищных случаев несправедливости американской системы правосудия: признанный виновным пьяный водитель предъявил иск тому городу, где был арестован, и получил 90 тысяч долларов в качестве компенсации; признанная виновной женщина убила своего приятеля, нанеся ему двадцать два удара ножом, и была приговорена всего к пяти годам амбулаторного лечения; признанный виновным убийца своей жены, осужденный всего на пять лет условно, по истечении этого срока в качестве “вознаграждения” был отдан под опеку своим двум детям. И снова в наших сердцах крик: “Кто-то должен за это заплатить!”
Иногда нас возмущает несправедливость, допущенная по отношению лично к нам. Могло так случиться, что кто-то солгал нам, что мы испытали предательство друга или понесли финансовые потери из-за того, что кто-то, кому мы доверяли, оказался подлецом. Сталкиваясь с несправедливостью, мы обижаемся и злимся. Мы хотим справедливости, и немедленно. “Кто-то должен за это заплатить!”
"ДОКОЛЕ, ВЛАДЫКА?”
В Псалмах мы неоднократно встречаемся со щемящей тоской по справедливости:
«Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих. Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде. Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится. Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле» (Пс. 108:6-15).
В новозаветной книге Откровения Иоанну было позволено заглянуть под небесный жертвенник и увидеть души тех, кто умер мученической смертью за свою веру. Эти души взывали громкими голосами: "Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?” (Отк. 6:10). Так они выражали нашу мысль: “Кто-то должен за это заплатить!” Поскольку несправедливость можно встретить где угодно, повсюду мы слышим крики о справедливости. Человеческий дух жаждет того, чтобы чаши весов были уравновешены, чтобы зло было наказано, а праведность вознаграждена.
АВИМЕЛЕХ, СЫН ГЕДЕОНА
Хотя Гедеон отказался быть царем Израиля (8:23), он и жен заводил, и детей имел по-царски! Его многочисленные жены родили ему семьдесят сыновей. Помимо детей от жен, у него также был сын от наложницы, жившей в Сихеме (8:31). Часто наложницами были рабыни, имевшие очень мало юридических прав и занимавшие более низкое положение по сравнению с другими женами. Сына наложницы звали Авимелех, что по-еврейски означает “мой отец (Ави-) - царь (-мелех)”. Поскольку Гедеон отказался стать царем Израиля, кажется странным, что его ребенок был назван “мой отец - царь". Возможно, это имя дала ему его мать, у которой было иное мнение о Гедеоне, нежели у самого Гедеона о себе. С другой стороны, оно могло иметь духовный смысл: “мой Отец [Бог] - царь". Каким бы ни был изначальный смысл его имени, Авимелех счел, что он вправе стать царем Израиля.
Рассказ об Авимелехе отличается от всего виденного нами до сих пор в книге Судей тем, что теперь Израиль не ищет избавления от иноземного ига, и нигде об Авимелехе не говорится как о судье. Бог не был причастен к установлению Авимелехом царства террора, но в тексте ясно говорится, что Он непосредственно участвовал в разрешении этого кризиса.
После смерти Гедеона Авимелех обратился к своим родственникам в Сихеме с просьбой поддержать его в его попытке стать царем той земли (9:1). Поскольку, вероятно, в его жилах текла ханаанская кровь, неизраильское население Сихема пришло ему на помощь и предоставило средства, необходимые для набора войска. Вот с такими “авантюрными планами” он отправился в город Офру и “убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне" (9:5). Единственный, кому удалось спастись, был самый младший брат Иофам, который спрятался, когда увидел, что происходит. Авимелех с триумфом вернулся в Сихем, где был поставлен царем. В ту ночь Офра, наверное, содрогалась от криков вдов и осиротевших детей, у которых все плыло перед глазами после резни, свидетелями которой они только что оказались. Несомненно, многие кричали: “Кто-то должен за это заплатить!”
Иофам, услышав, что его полукровный брат стал царем, взошел на расположенную неподалеку гору Гаризим и закричал так, чтобы услышали жители Сихема (9:7). Свою речь он облек в форму притчи, рассказав историю о деревьях, попросивших маслину быть их царем. Маслина посчитала себя выше того, чтобы стать их царем, и деревья обратились к смоковнице. И на этот раз они получили пренебрежительный отказ от дерева, которое сочло, что занимается более важными делами, и отказалось от царства. Получив отказ и от виноградной лозы, деревья, в конце концов, обратились к терновнику с просьбой стать их правителем, и он принял предложение. Смысл сказанного Иофамом был ясен: Авимелех был для Израиля правителем-терновником! Более ценные лесные кандидаты отвергли предложение, и лишь презренный терновник стал их царем. Закончив свою притчу, Иофам убежал и спрятался от Авимелеха.
Самой скорбной подробностью жизненного пути Авимелеха является то, что он “царствовал над Израилем три года" (9:22). Три долгих года смерть сыновей Гедеона оставалась неотмщенной. Три долгих года их семьи терзала одна мысль - существует ли справедливость в мире. Три долгих года зло было победителем, а добро побежденным. Три долгих года страдающие души вопрошали Бога: "Доколе?”
МЯТЕЖ В СИХЕМЕ
Став царем, Авимелех захотел править из Арума, находившегося в восьми километрах к юго-востоку от Сихема. К концу третьего года жители Сихема отказались подчиняться Авимелеху и начали партизанскую войну с целью его свержения (9:22-25). В то время пришел в город человек по имени Гаал, который стал возмущать людей против их царя. Однажды, во время пьяной пирушки, некоторые стали проклинать Авимелеха, и Гаал в ответ предложил избавиться от него. Когда до Авимелеха дошли слухи о готовящемся мятеже, он собрал войско и выступил с ним в ночь, чтобы застать сихемцев врасплох. Утром с несостоявшимся мятежом было покончено. Желая наглядно показать, что ждет неверных, Авимелех на следующий день устроил засаду на людей, вышедших работать на свои поля. Он убил их, разрушил город и рассыпал по всей земле соль, чтобы ничто больше не росло на ней (9:45)! Затем его внимание привлекла башня, в которой укрылась тысяча человек, и он поджег ее, уничтожив всех, кто находился внутри.
Авимелех, по-видимому, чувствовал, что революция вышла за стены Сихема, поэтому следующим его шагом была осада города под названием Тевец. Намереваясь расправиться с ним так же, как с Сихемом, он уже был готов поджечь башню, где забаррикадировались все люди, спасая свою жизнь. Уверовав в собственную непобедимость, Авимелех потерял бдительность. Когда он приблизился к башне, чтобы поджечь ее, одна женщина бросила с башни обломок жернова, который ударил царя Авимелеха по голове и проломил ему череп (9:53).
Умереть побежденным было трагедией, но умереть от рук женщины было бесчестием (4:9, 21). Авимелех понимал, что умирает, и приказал своему оруженосцу умертвить его, чтобы не говорили: "Женщина убила его" (9:54). Тот повиновался, Авимелех умер, и израильтяне разошлись по домам.
БОГ ВОЗДАЛ
И вновь наше повествование полно резни, предательства и зла. На протяжении всего времени, когда происходили эти события, тысячи людей, должно быть, молили о справедливости, хотя и были убеждены, что о справедливости приходится только мечтать. Но справедливость, в конце концов, восторжествовала. В этом рассказе мы находим стихи, ясно говорящие, что именно Бог уравновесил чаши весов.
«Авимелех же царствовал над Израилем три года. И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих» (9:22-24).
«Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих. И все злодеяния жителей сихемских обратил Бог на голову их. И постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова» (9:56, 57).
Писания учат, что Бог справедлив и будет судить мир в праведности. Убийцы в Руанде будут наказаны. За насилия над детьми и преследования невинных будет заплачено. Бог воздаст за каждый грабеж, каждое изнасилование, каждое предательство и каждую ложь. Кто-то за это заплатит!
Уверенность в конечной справедливости - это нечто гораздо большее, чем просто богословская тонкость; это основание для жизни в любви и прощении в настоящее время. Зная, что в конце концов Бог уравновесит чаши весов справедливости, мы можем быть свободны от навязчивого стремления мстить за себя. В своем письме к христианам в Риме Павел объединил эти две идеи - Божий суд и образ жизни христианина:
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение. Я воздам, говорит Господь". Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21).
В мире, где банды совершают бесконечный круг насилия, мести и еще большего насилия, Бог освобождает свой народ от безумия мщения и обещает, что Сам установит справедливость. Не всегда это происходит тотчас же. Иногда преступления остаются нераскрытыми, а злые люди порой годами ходят безнаказанными. И все же мы можем быть уверены в том, что со временем кто-то за это заплатит!
ХОЧУ ЛИ Я СПРАВЕДЛИВОСТИ?
Для людей, ненавидящих несправедливость в нашем мире, это добрая весть, но она становится совсем недоброй, когда мы думаем о наших собственных преступлениях против Бога! А действительно ли мы хотим жить в мире, где грех всегда наказуем? Хочется ли нам, чтобы Бог обращался с нами по справедливости? Конечно, нет! Д-р Джимми Аллен, мой университетский преподаватель по курсу “Послание к римлянам”, обычно иллюстрировал эту мысль рассказом о случае, когда он был остановлен полицейским за превышение скорости. “В такой момент, - говорил он, - вы хотите снисхождения, а вовсе не справедливости!” Когда дело касается наших собственных грехов, мы все хотим снисхождения, а не справедливости. Мы хотим прощения, а не беспристрастности. Все мы виновны перед Богом и нуждаемся в милости. Именно такая отчаянная ситуация и приводит нас к Христову распятью!
Христианских миссионеров иногда шокируют буддисты, которые очень заинтересованно выслушивают изложение евангелия, а затем говорят христианам, что весть, называемая ими “благой", для буддиста безнравственна. В буддизме для достижения истинной справедливости в этом мире каждый грех должен быть отплачен! Поэтому говорить, что мы не должны платить за свои грехи, для них оскорбительно. В поиске ответов на эти возражения буддистов миссионеры пришли к решению, что именно от них нужно отталкиваться, рассказывая об Иисусе. За грех было заплачено - и ужасной ценой! Справедливость была установлена в мировом масштабе! На кресте Бог не заигрывал с грехом; Он был тверд в том, что за грех нужно заплатить сполна. Это и есть наше учение о справедливости!
Сегодня люди придерживаются иной, пагубной, точки зрения на грех. От него отмахиваются, его отрицают, ему находят оправдания, его объясняют и обесценивают. Относиться к греху подобным образом - все равно, что вообще его не замечать. Грех реален и губителен, признаем мы это или нет! За грех надо платить! Мы все заслуживаем смертного приговора. Добрая весть состоит в том, что Иисус умер вместо нас, приняв на Свое собственное тело наказание за наши грехи!
Кол. 1:21-23 “И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной...”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто-то должен заплатить! Трагедия Авимелеха напоминает нам о том, что так оно и будет. Могут пройти годы, это может произойти в судный день, но кто-то все равно заплатит. Благодарение Богу, что христиане могут со смирением и благодарностью возвещать миру: “Иисус заплатил за наши грехи!”