Подготовка к коронации Николая II и Александры Федоровны началась более чем за год до даты торжества. Она стала самой роскошной из всех российских коронаций, а одеяниям было уделено особенно много внимания.
Коронационный костюм Александры Федоровны состоял из «русского платья» и мантии.
Платье из серебряной парчи с вышивкой серебром и жемчугом было выполнено в «русском» стиле, традиционном для церемониальных нарядов при императорском дворе. К платью полагались кокошник и вуаль.
Состоящее из жесткого лифа с длинными откидными рукавами, юбки и шлейфа. Александра Федоровна особенно просила облегчить вес коронационного одеяния, поэтому несколько раз меняли выбранную материю. Первоначально выбранный облегченный вариант парчи оказался неподходящим и выглядел бедно, когда на него нанесли вышивку.
В результате платье весило 10 кг, а мантия 13 килограмм. Шлейф ее составлял 7 метром, а для того, чтобы камергам было удобнее нести шлейф, к нему были пришиты специальные ленты.
Во время подготовки рисунка для вышивки платья обращались к художнику Василию Васнецову, он посоветовал искать мотивы в живописи XVIII столетия, но сам составить рисунок не решился, ответив, что он недостаточно опытен в таких делах. На помощь пришла фрейлина Мария Николаевна Ермолова, сведущая в подобных вопросах. Она обратилась к группе художников и вместе они составили рисунок.
Она же рекомендовала расшить шлейф платья жемчугом. Для этого использовали нити из Комнаты коронных бриллиантов.
Для выполнения работы обратились к игуменье Ивановского женского монастыря. Сперва та не хотела брать плату за работу, объявив, что это огромная честь и милость для нее и монахинь. Однако председатель комиссии настоял на оплате, составившей 4000 рублей. 1000 рублей из этой суммы ушла на серебро, блестки и нитки.
Шили платье и шлейф в фирме «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы». Являясь официальным поставщиком императорского двора, фирма обязалась «из готовой материи и подкладки выполнить шлейф-сарафан для ее императорского величества (рюш, подкладка под сарафан, перья марабу на рукава, приклад и работа». По итогу платье вышло в цену 5857 рублей.
Так как над платьем работали сразу и в мастерской «Мадам Ольга» и в Ивановском монастыре, происходили не состыковки и недоразумения. В выполнении выкроек были допущены ошибки, вышивка стягивала ткань и приходилось перекраивать детали. Проблемы возникали и с качеством материалов. В результате глажки утюгом на ткани появлялись пятна, а грань, которой вышивали ткань, темнела. Работу приходилось переделывать заново.
Для того, чтобы понять с какими капризными материалами приходилось иметь дело мастерам и вышивальщицам, приведу строчки из письма М.Н. Ермоловой: « В комнате, где будут шить, должен быть совсем чистый воздух. Ни под каким видом не должно быть ни яблок, ни серных спичек. Гладить грань невозможно, на машине шить тоже.»
Но, при всех сложностях и трудностях, результат оказался ошеломляюще прекрасным.
В память о дне коронации Николай II заказал для жены подарок – пасхальное яйцо Фаберже, внутри которого спрятана миниатюрная карета, точная копия той, на которой Александра Федоровна ехала в тот день.
По окончании торжеств платье, мантия, а так же туфли и даже шелковые чулки императрицы Александры Федоровны были переданы для хранения в Оружейную палату Московского кремля.
Свадебное платье Александры Федоровны
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!