1967 год как дата рождения нео-нуара
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Так называемый «голливудский Ренессанс» - это короткий миг в истории «фабрики грез», когда там решились осуществить несколько смелых и даже провокационно циничных проектов. Набиравший силу творческий цинизм был всего лишь отражением растущего неверия и разочарования, господствовавших в американском обществе 60-ых годов.
Это уже потом создадут мифы о «прекрасном Вудстоке» и «блистательной эпохе детей цветов». В действительности же Америка пребывала в состоянии глубокой ипохондрии, что и выразилось в субкультуре хиппи. Фильмы из времени «голливудского Ренессанса» были менее зловещими и фатальными, нежели киноленты неонуаровской волны. Но в любом случае они воспринимались как вызывающие и даже контркультурные. Водораздел был проложен в 1967 году, когда на экраны вышла кинокартина «Бонни и Клайд».
Фильм считался «холодным» и «циничным» хотя бы по той причине, что в конце ленты главные герои были жестоко убиты. С другой стороны банда, в которую входили Бонни Паркер и Клайд Бэрроу (если кто не знает, то вполне реальные исторические персонажи) воспринималась радикальными активистами из числа протестующих студентов как пример борьбы с социальным соглашательством и конформизмом.
Впрочем, именно после этого радикализм в голливудских творениях пошел на убыль, а фатализм стал расти прямо как на дрожжах. Казалось, что «Новый Голливуд» сам испугался того, что увидел в открытую им «дверь». Но как бы то ни было, но именно «Бонни и Клайд» Артура Пенна вписали гангстеров в частности и преступников вообще в американский культурный код. До 1967 года преступники подавились публике как жалкие и в некоторых случая даже комические персонажи. Ранние же гангстерские фильмы были старательно «забыты».
Силы правопорядка и финансовые воротилы проявляли исключительное единодушие в желании соблюсти категорический запрет на показ «грабителей банков». «Бонни и Клайд» буквально переворачивают всё с ног на голову. Управляющий банком, который мчится за автомобилем грабителей, выглядит нелепо. Что он хочет сделать? Как он планирует их остановить без оружия? В итоге он гибнет за чужие деньги.
Зритель внезапно обнаруживает, что свободные и сильные люди – это преступники, а нелепые служащие – это всего лишь проявление общественного психоза, частица общей ненормальности, которая на протяжении десятилетий преподносилась как образец для поведения. «Кодирование криминальным образом» - так можно было бы назвать процесс, в ходе которого Артур Пенн показал американское общество как враждебное по отношению к бедным.
Концовка фильма не должна была оставить у зрителя никаких иллюзий – полицейские с остервенением выпускают сотни пуль в главных героев, в буквальном смысле слова изрешечивая их тела. Преступники должны быть наказаны, так гласило правило классического Голливуда – и Артур Пенн ни разу не нарушил его. Он даже не пытался показать Бонни и Клайда как «американских Робин Гудов». Отнюдь – они просто грабили банки.
Но при этом внимание зрителя было акцентировано на том обстоятельстве, что грабители не убивали невинных людей, а лишь обирали систему, забирали деньги, которые в итоге были застрахованы. Эти преступники демонстрировались не как плохие и не как хорошие, а всего лишь как люди, которые любыми силами пытались выжить во время во время т.н. «Великой депрессии». Артур Пенн полностью изменил подход и отношение, которые были характерны, например, для фильма «Без ума от оружия» (1950).
Он не осуждает парочку «сорвавшуюся с катушек», а в буквальном смысле слова наслаждается радикализмом преступных элементов, которые как бы выступают против американского лицемерия. Режиссер показал, что американское общество глубоко враждебно по отношению к тем, кто выступает против него, против стяжательства и жадности.
Аналогичное звучание мы можем обнаружить в фильме Копполы «Разговор» (1974), в котором главную роль сыграл Джин Хэкмен. Он предстал в образе специалиста по сбору информации. Однако в итоге он остается один, а обретет себя в разрушенной в поисках скрытых микрофонов квартире, играющим на саксофоне. «Разговор» был знаковым фильмом для Голливуда 70-ых годов. Отчасти его можно отнести к нео-нуару, так как речь идет о столкновении мужественного главного героя с обезличенным и фактически непобедимым злом.
К слову сказать, после этого Хэкмен не раз появлялся в лентах с ярко выраженной конспирологической составляющей, достаточно только вспомнить «Принцип домино» (1977) или поздний «Враг государства» (1998). «Ночные ходы» также относятся к числу лент, в которых криминальные сговоры и паранойя органично переплетены друг с другом.
И в «Разговоре», и в «Ночных ходах» герои Хэкмена, люди рисковых профессий, выступают против сообществ, полагающих себя стоящими «по ту сторону законности». «Ночные ходы» - это пессимистичный коктейль из нуаровских историй про частного детектива и конспирологии, положенной в основу политических триллеров.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»