Найти тему
НУАР-NOIR

Как «голливудский Ренессанс» связан с Бонни и Клайдом?

1967 год как дата рождения нео-нуара

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Так называемый «голливудский Ренессанс» - это короткий миг в истории «фабрики грез», когда там решились осуществить несколько смелых и даже провокационно циничных проектов. Набиравший силу творческий цинизм был всего лишь отражением растущего неверия и разочарования, господствовавших в американском обществе 60-ых годов.

Фильм 1967 года сделал бандитов Бонни и Клайда "культурным мифом"  общепланетарного размера. Многие сейчас копируют образы этой "криминальной парочки"
Фильм 1967 года сделал бандитов Бонни и Клайда "культурным мифом" общепланетарного размера. Многие сейчас копируют образы этой "криминальной парочки"

Это уже потом создадут мифы о «прекрасном Вудстоке» и «блистательной эпохе детей цветов». В действительности же Америка пребывала в состоянии глубокой ипохондрии, что и выразилось в субкультуре хиппи. Фильмы из времени «голливудского Ренессанса» были менее зловещими и фатальными, нежели киноленты неонуаровской волны. Но в любом случае они воспринимались как вызывающие и даже контркультурные. Водораздел был проложен в 1967 году, когда на экраны вышла кинокартина «Бонни и Клайд».

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Фильм считался «холодным» и «циничным» хотя бы по той причине, что в конце ленты главные герои были жестоко убиты. С другой стороны банда, в которую входили Бонни Паркер и Клайд Бэрроу (если кто не знает, то вполне реальные исторические персонажи) воспринималась радикальными активистами из числа протестующих студентов как пример борьбы с социальным соглашательством и конформизмом.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Впрочем, именно после этого радикализм в голливудских творениях пошел на убыль, а фатализм стал расти прямо как на дрожжах. Казалось, что «Новый Голливуд» сам испугался того, что увидел в открытую им «дверь». Но как бы то ни было, но именно «Бонни и Клайд» Артура Пенна вписали гангстеров в частности и преступников вообще в американский культурный код. До 1967 года преступники подавились публике как жалкие и в некоторых случая даже комические персонажи. Ранние же гангстерские фильмы были старательно «забыты».

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Силы правопорядка и финансовые воротилы проявляли исключительное единодушие в желании соблюсти категорический запрет на показ «грабителей банков». «Бонни и Клайд» буквально переворачивают всё с ног на голову. Управляющий банком, который мчится за автомобилем грабителей, выглядит нелепо. Что он хочет сделать? Как он планирует их остановить без оружия? В итоге он гибнет за чужие деньги.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967). Подражание реальному историческому фото
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967). Подражание реальному историческому фото

Зритель внезапно обнаруживает, что свободные и сильные люди – это преступники, а нелепые служащие – это всего лишь проявление общественного психоза, частица общей ненормальности, которая на протяжении десятилетий преподносилась как образец для поведения. «Кодирование криминальным образом» - так можно было бы назвать процесс, в ходе которого Артур Пенн показал американское общество как враждебное по отношению к бедным.

Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)
Кадр из фильма "Бонни и Клайд" (1967)

Концовка фильма не должна была оставить у зрителя никаких иллюзий – полицейские с остервенением выпускают сотни пуль в главных героев, в буквальном смысле слова изрешечивая их тела. Преступники должны быть наказаны, так гласило правило классического Голливуда – и Артур Пенн ни разу не нарушил его. Он даже не пытался показать Бонни и Клайда как «американских Робин Гудов». Отнюдь – они просто грабили банки.

Кадр из фильма "История Бонни Паркер" (1958)
Кадр из фильма "История Бонни Паркер" (1958)

Но при этом внимание зрителя было акцентировано на том обстоятельстве, что грабители не убивали невинных людей, а лишь обирали систему, забирали деньги, которые в итоге были застрахованы. Эти преступники демонстрировались не как плохие и не как хорошие, а всего лишь как люди, которые любыми силами пытались выжить во время во время т.н. «Великой депрессии». Артур Пенн полностью изменил подход и отношение, которые были характерны, например, для фильма «Без ума от оружия» (1950).

Кадр из фильма "Без ума от оружия" (1950)
Кадр из фильма "Без ума от оружия" (1950)

Он не осуждает парочку «сорвавшуюся с катушек», а в буквальном смысле слова наслаждается радикализмом преступных элементов, которые как бы выступают против американского лицемерия. Режиссер показал, что американское общество глубоко враждебно по отношению к тем, кто выступает против него, против стяжательства и жадности.

Кадр из фильма "Разговор" (1974)
Кадр из фильма "Разговор" (1974)

Аналогичное звучание мы можем обнаружить в фильме Копполы «Разговор» (1974), в котором главную роль сыграл Джин Хэкмен. Он предстал в образе специалиста по сбору информации. Однако в итоге он остается один, а обретет себя в разрушенной в поисках скрытых микрофонов квартире, играющим на саксофоне. «Разговор» был знаковым фильмом для Голливуда 70-ых годов. Отчасти его можно отнести к нео-нуару, так как речь идет о столкновении мужественного главного героя с обезличенным и фактически непобедимым злом.

Кадр из фильма "Разговор" (1974)
Кадр из фильма "Разговор" (1974)

К слову сказать, после этого Хэкмен не раз появлялся в лентах с ярко выраженной конспирологической составляющей, достаточно только вспомнить «Принцип домино» (1977) или поздний «Враг государства» (1998). «Ночные ходы» также относятся к числу лент, в которых криминальные сговоры и паранойя органично переплетены друг с другом.

Кадр из фильма "Разговор" (1974)
Кадр из фильма "Разговор" (1974)

И в «Разговоре», и в «Ночных ходах» герои Хэкмена, люди рисковых профессий, выступают против сообществ, полагающих себя стоящими «по ту сторону законности». «Ночные ходы» - это пессимистичный коктейль из нуаровских историй про частного детектива и конспирологии, положенной в основу политических триллеров.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару