Приветствую!
Что, если сделать шекспировскую драму комедией, да еще и в реалиях современной России? Получим «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова по сценарию братьев Пресняковых.
Все на месте: призрак отца, дядя, «Офелия» и герой, утрачивающий связь с реальностью. Но обо всем по порядку.
Что происходит
Герой, тридцатилетний Валя. Его задача — имитировать жертв преступлений в следственных экспериментах.
Валя живет с матерью. Отец, по всей видимости, недавно умер, но иногда является в видениях Вали. Мать в отношениях с родным братом покойного. Валя саботирует дядю с матерью разными странными способами (как в пьесе Шекспира).
Девушка Вали не бросает его только потому, что ей лень начинать новые отношения в 33 года.
Валя работает с капитаном, который понимает, что все эти следственные эксперименты — формальность. Еще в их команде Люда, которая все снимает на камеру и Сева — лейтенант, не обремененный интеллектом.
Каждый день они ездят на места преступлений, продолжая разыгрывать спектакли, пока кому-нибудь не надоест окончательно…
Впечатления
Игра актеров и диалоги кажутся странными, неестественными. Возможно, это потому, что «Изображая жертву» — изначально пьеса, театральная постановка, адаптированная для экрана.
Игра Виталия Хаева (капитан), Лии Ахеджаковой (сотрудница японского ресторана) и странные танцы Юрия Чурсина (Валя) — приковывают внимание. Роль Вали, наверное, лучшая роль Юрия Чурсина — актера из сериалов на «Первом».
«Изображая жертву» — театр абсурда. До предела абсурдной кажется работа Вали. Существует ли такая «профессия» на самом деле — не известно. Это больше напоминает стажировку в полиции.
Страшные, по сути, события и обстоятельства — место преступления, истории преступников — обыденность для героев. Валя удивительно спокоен, когда преступники показывают на нем, как все происходило.
Иногда зритель видит происходящее как запись с камеры — то есть со стороны, с ракурса Люды.
Изображая жертв на работе, Валя становится жертвой обстоятельств дома. Именно жертвой, так как он не предпринимает серьезных действий, а плывет по течению. Его мысли и чувства передаются с помощью графических вставок.
Есть фарсовые и фантасмагорические моменты. Например, в сцене, когда Валя имитирует жертву в оконном проеме: подозреваемый закрывает дверь — сквозняка нет; все уходят, и окно с грохотом захлопывается.
В целом, получается портрет современника — Гамлет, которому все равно.