Божественная Комедия от Ларса Фон Триера.
"... А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он – источник бед,
Своих скорбей создатель он единый..."
Ныне пока последний фильм великого провокатора и самого известного датчанина, который со своей кинолентой приблизился к атмосфере фильма "Сало, или 120 дней Содома" и будем лишь надеяться, что исход режиссера будет не таким, какой он был у Пазолини.
Бескомпромиссный, плюющий на могилу феминизма, которая этим фильмом и была выкопана, нетерпимый словно фашизм - этот фильм омерзителен в своем существе, но именно поэтому его нужно смотреть, чтобы знать само зло в лицо.
"Оставь надежду, всяк сюда входящий".
Если бы фильм хотя бы на йоту давал поблажку или как-то пытался извиниться перед зрителем за то, что тот увидел на экране, то картина потеряла бы всякий смысл. Нет, фильм должен быть жестоким и неотступным в своем повествовании, будто все плохое, что есть в человечестве - поместилось в одного Джека, который по своей сущности приравнивается к Гитлеру.
Убийство детей и женщин, ожесточенные сцены насилия - все это создано сознательно с вызывающей действительностью и без купюр, как-будто датчанин хочет, чтобы Вы покинули зал, но когда Вы это сделаете - Вы проиграете. Даже если закроете лицо руками во время какого-нибудь убийства, это можно засчитывать как победу зла над добром, которое испугалось правды жизни. Провокация, иногда созданная, ради провокации, но в тоже время она необходима, чтобы вызвать нужное ощущение от фильма.
Не смотря на все сказанное выше, фильм не теряет своего чувства юмора, но юмора именно Триеровского. Смешной и пугающий. Бескомпромиссный, каким искусство и должно быть.
"... Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,
Нам ничего не следует бояться. Зло ближнему — вот где источник бед,
Оно и сбросит в пропасть, может статься..."
Триера упрекают в симпатии к своему герою, и что он разделяет его поступки, имеет к ним снисхождение, но о какой симпатии может идти речь, если он все-таки помещает Джека в ад? Нет, он воздает ему по заслугам, хотя магия последней сцены заключается в том, что мы хотим и не хотим одновременно, чтобы он добрался на другую сторону, которая ведет к Раю.
"Здесь жив к добру тот, в ком оно мертво"
Так говориться в "Божественной Комедии" Данте. В аду добро состоит в том, чтобы не быть добрым, не испытывать сострадания к наказуемым грешникам, но почему-то природа человека все-таки двойственна и, конечно, он получил свой ад по заслугам, но сострадание к его жизни все-таки присутствует. Действия Джека, разумеется, нельзя оправдать тем, что он совершал "акт искусства", ведь инструменты этих произведений - жизни людей.
Маркиз Де Сад, например, все-таки смог перебороть своих внутренних демонов и перенести, может, свои желания и потребности на бумагу, сделав это искусством. В конце концов, как говорил сам Пазолини:
"Насилие должно быть только интеллектуальным. Все остальное - фашизм".
__________________________________________________________________________________________
А как Вам фильм? Хотели ли Вы, чтобы он добрался до другого конца скалы? Пишите в комментариях! И пока Вы пересматриваете "Дом, который построил Джек", пусть это будет "Статья, которая получила лайк".
Подписывайтесь! Будьте здоровы! Добра!