Эта статья - продолжение. Начало, пожалуйста, прочитайте здесь:
В общем, если ваш первоклашка уже разобрался с понятием отрицательного числа - самое время научить его вычитать и складывать их.
Поверьте, это будет ничуть не сложнее, чем справиться с положительными числами.
А если вы еще скажете малышу, что сейчас он изучит программу 5 класса - вы поднимете его самооценку, и ребенок приложит максимум усилий и внимательности, чтобы разобраться.
Что ж, поехали.
Вы ведь не забывали регулярно повторять с малышом отрицательные числа и счет не только «вверх» от нуля, но и вниз? И вспоминали лифт, да?
Читатели прошлых статей подсказали, что еще заниматься отрицательными числами можно с уличным термометром.
А еще можно с горой, которая на несколько метров вверх - и ямой, которая выкопана под горой на несколько метров вниз.
Если малыша не смущают единицы измерения - градусы и метры - с ними тоже норм.
Моего сына в 6 лет смущали - он в единицах измерения еще не очень разбирался.
Так что лично мне ближе лифт и этажи: об этом и буду рассказывать. А вы, при желании, можете адаптировать, как вам нравится.
Итак, нам нужен нарисованный домик с несколькими этажами вверх и несколькими этажами подземной парковки, нарисованный лифт (на моем фото это - человечек с волосами дыбом: так смешнее) и пара дополнительных отрицательных "этажей".
Если занимаетесь с совсем маленьким ребенком, можно дополнительно сделать "пульт" со всеми кнопками - так будет нагляднее, и можно будет отсчитывать не только этажи, но и количество кнопочек: наподобие числовой прямой.
Обратите внимание, что у меня на картинке есть
- нулевой этаж - такое часто бывает в торговых центрах; если есть возможность - постарайтесь показать малышу такое вживую
- что-то конкретное, что продается на этажах: игрушки, конфеты, одежда: это мы сможем потом использовать в игровых вычислениях - загадках
- бородатый гном под парковкой: он поможет нам объяснить одно из вычислений
Что ж, начинаем манипуляции с нашим нехитрым реквизитом в руках.
Складываем большое отрицательное с небольшим положительным
Допустим, мы сейчас на парковке, на -3 этаже (запишите число).
Нам нужно подняться на 2 этажа вверх - запишем это в тетради как -3 + 2.
Пусть малыш возьмет «лифт», поставит его его на -3 этаж
Пусть ребенок сам отсчитает два этажа вверх (не считая того этажа, на котором сейчас), остановившись на -1 этаже.
Попробуйте несколько раз с разными числами так, чтобы отрицательное число было больше положительного.
Когда малыш хорошо разберется с принципом, обратите его внимание на то, что число с минусом больше, чем число с плюсом. А это значит, что числа с плюсом "не хватит", чтобы выехать с парковки. Поэтому мы останемся на минусовом этаже. Эта "подсказка" подтолкнет его в дальнейшем к "3-2, и поменять значок".
Знаю, сейчас многие подумали: "А почему сразу не научить "3-2 и поменять значок?" Просто потому, что это не позволит понять смысл вычисления, а будет тупая дрессировка.
Обязательно отработайте эти вычисления в тетради: запишите штук 20 однотипных примеров, и пусть ребенок посчитает - сначала с помощью лифта, а потом - в уме.
Складываем небольшое отрицательное с большим положительным (-a + b)
Продолжаем с тем же игрушечным лифтом.
Вот мы остановились на -1. Теперь нам нужно подняться еще повыше - выехать с парковки в магазины.
Посчитаем -1 + 3.
Пусть малыш снова возьмет в руки "лифт" и поставит его на -1 этаж:
и проедет 3 этажа вверх, остановившись на втором этаже:
Покажите ему, что, если нам нужно подняться из-под земли на землю (то есть отрицательное число маленькое, а положительное - большое) - результат будет точно положительный.
Опять таки, по моему мнению, на этом этапе лучше не рассказывать про +3 - 1, а дождаться когда малыш сам догадается. Здесь догадаться будет даже проще, если вы уже научились тому, что числа всегда существуют вместе со знаками, и их можно переставлять.
Не забудьте отработать в тетради на нескольких десятках однотипных примеров: сначала с лифтом, а потом без него.
Вычитаем большое положительное из небольшого
А теперь поедем на лифте вниз. Проговорите словами и запишите в тетради: 3 этаж - 5 (этажей вниз).
Пусть малыш ставит лифт на 3 этаж.
Покажите ему, что едем мы на число этажей, явно бОльшее, чем число 3 - поэтому мы гарантированно окажемся под землёй, на минусовом этаже.
Осталось отсчитать пальцем (буквально - лифтом) нужное нам количество этажей вниз, и приехать на -2.
Еще несколько раз "прокатитесь на лифте" с верхних этажей на парковку.
Когда разобрались с принципом, отработайте в тетради на нескольких десятках однотипных примеров.
Тренируем, закрепляем и ищем закономерности
Теперь, когда мы хорошо освоили три типа вычислений (строго говоря - два типа) по-отдельности, отработайте их хорошо вперемешку.
В этом помогут самостоятельно придуманные примеры, штук 40-50 или даже больше, записанные вразнобой.
Кроме того, когда навыки счета будут отлично отработаны, вы можете давать ребенку "задачи" по картинке. Например:
- Человек запарковался на -2 этаже и хочет купить брюки. На сколько этажей вверх ему нужно подняться?
- Малышу купили леденцы, и семья собралась домой, опустившись на 4 этажа вниз. На каком этаже была запаркована машина.
Многие малыши с удовольствием будут разгадывать такие головоломки, пользуясь знаниями отрицательных чисел.
На этом этапе у ребенка, по идее, должны отложиться в голове такие вещи:
- Если между числами "плюс" - то едем наверх. Если "минус" - то едем вниз.
- Можно перепроверить себя, посмотрев знак у бОльшего числа. Знак бОльшего числа "побеждает".
А вы заметили, что до сих пор мы не поговорили про вычисления -а-b?
Это потому, что их удобнее всего вводить в последнюю очередь и немного по-другому.
Вычитаем отрицательное из отрицательного
Помните, у нас под парковкой жил гном?
История такая:
Жил этот гном на -3 этаже. Жил - не тужил, а потом захотел закопаться еще глубже вниз, на 1 этаж. Это гном хотел дополнительное пространство себе заполучить.
Раз вниз, значит "минус". Запишем -3-1.
Вот нам и пригодились дополнительные отрицательные этажи. Дайте малышу нарезанные "отрицательные этажи" и предложите самостоятельно догадаться, какой этаж будет следующим после -3.
Запишите -3-1 = -4
Правда же, похоже, как будто сложили 3 и 1? Почему так?
Потому что гном не просто прокапывал себе путь вниз (вглубь), но еще и добавлял себе дополнительное место. То есть, на самом деле делал
(-3 самый нижний существующий этаж) ПЛЮС (-1 дополнительный этаж вглубь)
Всегда в примерах такого типа мы будем складывать - потому что это "что-то дополнительное", но добавлять знак минуса, потому что "вглубь/вниз".
Точно так же, как с предыдущими типами вычислений - не забудьте отработать на большом количестве примеров. Можно сделать это с дополнительными нарезанными карточками, можно дорисовывать - или просто в голове.
Главное - сначала отлично натренируйте изолированно, а потом уже добавляйте к другим типам вычислений.
________________________
А у меня на этом всё. Спасибо, что дочитали!
Другие мои статьи про отрицательные числа для первоклашек ищите по тегу #кумономама_отрицательные числа
Мой блог про японскую методику KUMON https://kumon-deti.com
Познакомиться с моей семьей в Инстаграм можно по этой ссылке >>