Найти в Дзене
ART OXIGEN | ЖИВОПИСЬ

Одно из самых прославленных произведений живописи Возрождения и в то же время одно из самых сложных и загадочных

Поклонение волхвов. Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи (Флоренция, 1395 - Рим, 1455 ; Флоренция, 1457 - Сполето, 1504). Ок. 1445 г. Дерево, темпера. Диаметр: 137,3 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.

Эта картина круглой формы, так называемое тондо, - одно из самых прославленных произведений живописи Возрождения и в то же время одно из самых сложных и загадочных.

На переднем плане волхвы приносят дары и преклоняют колена перед Младенцем Иисусом Христом, сидящим на коленях у Матери и благословляющим их поднятой рукой.

Поклонение волхвов символизирует признание Божественности Христа языческим миром.

Волхвы особенно почитались во Флоренции, и в этот день, по традиции, восходящей к позднему Средневековью, в городе устраивались процессии.

Поэтому можно представить, что для современников было привычным зрелищем множество одетых в красное, желтое и голубое людей, которые (в верхнем правом углу картины) выходят из своих домов или (слева) веселой толпой идут сквозь высокую арку.

-2

Хотя звезда, указывавшая волхвам путь, на картине не показана, ее присутствие ясно обозначено изображением бородатого мужчины в красном в левой стороне картины, который смотрит в небо и воздевает руки в благоговейном изумлении.

Некоторые элементы картины легко поддаются интерпретации.

Гиперболических размеров павлин на крыше хлева - распространённый символ Воскресения и вечной жизни.

Сочетание развалин каменного чертога с целым, хотя и странно искаженным хлевом символизирует, вероятно, замену языческих верований Христианством, начавшуюся с Рождеством.

Другие детали, например юноши в набедренных повязках, стоящие на стенах развалин, объяснить трудно.

Давно было замечено, что «Поклонение волхвов» писал не один художник.

Первым на сотрудничество двух художников указал Беренсон, заключивший, что, вероятно, Фра Анджелико, уехавший в 1445 году в Рим, оставил картину незаконченной.

Однако впоследствии многие исследователи сочли, что большая часть тондо написана Фра Филиппо Липпи.

И по общему мнению, к созданию этой картины приложили руку эти два крупнейших флорентийских мастера начала XV века.

В частности, волхвы написаны Липпи, в то время как лицо Богоматери ближе по стилю к произведениям Фра Беато Анджелико.

Специалисты продолжают оживленно обсуждать дату и последовательность создания картины.

По одной из гипотез, старший из художников, Фра Беато Анджелико, наметил композицию и начал писать, а затем по неизвестным нам причинам оставил работу.

Фра Филиппо Липпи поручено было закончить картину.

Это тондо - вероятно, то самое, о котором сохранилась запись в инвентаре коллекции Медичи, сделанная в 1492 году, на момент смерти Лоренцо Великолепного: «Тондо в золотой раме, представляющее Мадонну и нашего Господа и приносящих дары волхвов, написанное Фра Джованни (Фра Анджелико), за что ему было уплачено 100 флоринов».

Это - самая большая цена за картину, упомянутая в инвентаре.

В таком случае картина была, скорее всего, заказана кем-то из членов семейства Медичи, могущественных покровителей искусства во Флоренции.

Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи (Флоренция, 1395 - Рим, 1455 ; Флоренция, 1457 - Сполето, 1504). Поклонение волхвов. Ок. 1445 г. Дерево, темпера. Диаметр: 137,3 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.
Беато Анджелико и фра Филиппо Липпи (Флоренция, 1395 - Рим, 1455 ; Флоренция, 1457 - Сполето, 1504). Поклонение волхвов. Ок. 1445 г. Дерево, темпера. Диаметр: 137,3 см. Собрание Сэмюэля Х. Кресса.

#живопись  #кресс #картины #эпоха возрождения #поклонение волхвов