Сегодня с утра я попыталась написать статью для канала. Хорошую такую, развёрнутую. Уже начала и вспомнила, что нужно завершить одно задание и отправить результат. Потом младшая девица отвлекла. Затем пару сказок отправила, а перед этим нашла в архивах, где у меня не слишком всё удобно организовано. После старшая девица изъявила согласие помочь мне в поисках роликов сестры, убранных в недра кладовки. (Неделю просила, и вот внезапно). И мы искали, разумеется. А в кладовке у меня примерно, как в архивах с файлами, поэтому к моменту, когда нашли коробку, было уже пора выходить на прогулку. Самый мелкий человек уже громко возмущался и требовал гулять. В общем, пришлось отодвинуть наполовину написанный текст.
Вечером после отбоя мелкого человека можно было бы сесть (или даже лечь), наконец, и дописать. Что я и собиралась сделать. Но сил особо не осталось, да и запал куда-то делся.
И тут мой взгляд упал на бутылку подсолнечного масла, которая стоит у плиты. Почему бы не написать про масло?
С организацией походов в магазин у меня обычно лучше, чем с хранением вещей и файлов. Я всегда знаю, что, где и когда нужно купить. Почти всегда. Иногда случаются странные сбои, когда собираешься что-то приготовить, а главного ингредиента и нет. Так на днях и случилось с маслом. Я, разумеется, видела, что оно заканчивается. И даже вносила его в список покупок дважды. Но почему-то забывала, всё равно. Масло закончилось.
Так вышло, что последнюю неделю мы много гуляем. По четыре-шесть часов. А ещё на меня свалилось два неожиданных заказа. И запуск писательский, в котором участвую, в самом разгаре. И сон, как назло сбился. В общем, всё как-то не судьба дойти до супермаркета. А масла нет. И я, конечно, выкручивалась, но это было не слишком удобно, а иногда и менее вкусно. Можно бы просто купить несчастную бутылку масла в магазине во дворе. Но там оно самое дешёвое (если по меркам нормального магазина), зато стоит вдвое дороже, чем не самое дешёвое (по меркам нормального магазина).
В итоге до супермаркета я дошла. И масло купила. А на следующий день писала в том самом писательском запуске речь, в которой распиналась о том, что даже не слишком хороший текст лучше никакого. Потому что любой плохой текст можно при желании отшлифовать. Потому что это практика. Потому что неидеальное, но сделанное — это результат, который можно пощупать, с которым можно работать дальше. А если ты не написал ничего, у тебя просто нет текста. И взгляд упал на бутылку масла. И стало немного стыдно.
Когда-то я, как девочка-отличница, мама которой доставала ремень при появлении четвёрки в дневнике, была лютой перфекционисткой.
Моё стремление к идеалу было настолько велико, что некоторые дела я не делала вовсе. «А вдруг, сделаю недостаточно хорошо?» Но уж если я бралась за что-то, ничто не могло меня убедить чуть снизить планку. «В смысле? Как это снизить?» Если что-то мне удавалось так себе, мир в прямом смысле слова рушился. И мне приходилось строить новый.
«Как это не сделать то, что надо? Как это не сделать идеально?»
Однажды на работе возникла ситуация, когда то, что требовалось сделать, сделать качественно за отведенный срок было невозможно. Никак. Физически нереально. Нужно было сдать именно к конкретной дате. Но люди, которые отвечали за подготовительные работы, ничего не сделали, и это легло на меня. А потом ещё случались, как назло, внезапные срочные отчёты, из-за которых задачу приходилось отодвигать. Сроки горят, а я пытаюсь свершить какой-то подвиг и всё сделать. Идеально, разумеется, сделать. Долго трепыхалась. Днями и ночами. А эффективность от этого только падала.
В какой-то момент подошла ко мне начальница и сказала: «Зачем ты пытаешься сделать невозможное? Ещё и сделать идеально? Твоя задача просто сделать. Пусть с миллионом недочётов, пусть кое-как, но к нужному сроку. А потом у тебя будет месяц на устранение недочётов». Я? Устранять недочёты? Ужас! Лучше я уволюсь, умру, да всё, что угодно, будет лучше. Но я попробовала. И никто не умер. Более того, все хвалили и благодарили. Для меня это было дико и непонятно. Но именно в тот момент что-то изменилось.
С тех пор медленно, но верно запустился важный процесс. Я научилась фразам «не хочу» и «не могу», научилась просить помочь, не пытаться сделать невозможное или объять необъятное, отложить что-то, перенести, бросить совсем на середине пути, если оказывается, что дело не стоит усилий, которых требует.
А ещё я научилась делать хоть как-то, вместо совсем никак.
Некоторые считают, что это плохой подход. Неправильный. Так, мол, и проживёшь всю жизнь кое-как. Пусть.
По мне, часто кое-как гораздо лучше. Есть у меня один знакомый, с которым мы однажды поспорили о том, насколько ужасно или нормально, когда, например, дверки у шкафчика криво висят. Приводились мне аргументы. Хорошие. О том, что для себя ж надо постараться, что надо же идеально. Ну да, надо. Но если я в данный конкретный момент могу сделать или так, что висеть оно будет неидеально, или никак, ожидая, когда смогу купить другой шкаф, найти деньги на мастера или что-то ещё, то по мне, лучше пусть будет неидеально, но со шкафчиком, чем пару лет без оного. Если вариант «идеально» слишком далёк, а то и вовсе стремится к «никогда», то уж пусть будет у меня пока кое-как, а потом и до «хорошо» с «отлично» доберёмся.
Некоторые годами готовятся к ремонту, копят на идеальный холодильник или машину мечты, довольствуясь при этом чем-то, давно требующим замены. Люди сидят на продавленных диванах, потому что на диван мечты нет денег, а на авито за символическую цену не то, о чём мечтается. Люди живут по несколько месяцев без стиральной машины, стирая руками, если старая отработала своё, лишь бы не переплачивать за кредит. Люди копят на суперотпуск по несколько лет, успевая так заколебаться за это время без хоть какого-нибудь отдыха, что этого идеального месяца у тёплого моря не хватает. Люди не меняют ободранные детьми засаленные обои на дешёвые бумажные, а откладывают понемногу на хорошие флизелиновые, несколько лет созерцая так себе стены. Люди ждут вакансию мечты, не рассматривая варианты попроще. Люди шлифуют до бесконечности написанную книгу, так и умирая, не успев отправить ни в одно издательство.
Люди живут не кое-как, а откровенно плохо, пока готовят себе идеальную жизнь. А жизнь меж тем проходит. И проходит она хуже, чем кое-как.
Самое досадное, что не все в итоге выстраивают идеал. У кого-то представления об идеальном меняются, кто-то замахнулся на непосильное, а кто-то просто не успевает. Жизнь, она не просто конечна, она внезапно конечна. (Надо будет посмотреть, кого я сейчас процитировала).
Если смотреть под таким углом, неидеально, но сейчас, вполне може оказаться лучшим из решений. Иногда.
P.S.: Стоило купить масло вдвое дороже, чем жарить отбивные на сливочном.