Я очень удивилась, что в википедии и многочисленных статьях на сайтах, да что там - даже на официальном сайте Большого театра указана неправильная дата рождения великой балерины Марины Семеновой: 12 июня 1908 (30 мая по старому стилю)!
А на самом деле родилась она 17 (30 мая по новому стилю) 1908 года. Верная дата рождения указана в некрологе газеты "Коммерсант", да еще на портале "Опера и балет":
У меня есть книга "Марина Семенова", 1965 года издания. Автор - Светлана Гавриловна Иванова. На странице 11 читаем: "Марина Тимофеевна Семенова родилась 17 (30) мая 1908 года в Петербурге". Почему же в наше время люди так пренебрежительно относятся к фактам из жизни великих людей прошлого? И никто не стремится исправить ошибку в биографии первой знаменитой ученицы А.Я.Вагановой...
Из книги "Я, Майя Плисецкая":
- На Марину Семенову я бегала еще девчонкой. Наш класс числился ее поклонниками. Но это была любовь на расстоянии. При близком рассмотрении она являла собой довольно пышнотелую, с маленькой, складно посаженной головой, сильным торсом женщину времен крепостного театра Параши Жемчуговой. Ни крепостного театра, ни самой Параши Жемчуговой я, конечно, отродясь не видела. Не видела даже литографий. Но воображение мое всегда соотносило внешность Семеновой с той давней страницей русского театра. Она была крепостной, но с царственной статью. Вот кому бы сыграть Екатерину Великую, проспали наши режиссеры, проспали. Тень на ее лице я читала как отзвук недавних мрачных событий ее жизни - в 1938 году арестовали и расстреляли ее тогдашнего мужа Карахана, нашего посла в Турции, а ее саму держали под домашним арестом".
После выпуска из училища (1925), Марина Семенова всего 5 лет танцевала на сцене Мариинского театра. Причем, она была первой артисткой балета, которая попала в солистки минуя кордебалет! А с 1930 г. Семенову пригласили выступать в Большом театре. Она переехала в Москву, где ее выступлениями восхищались писатели и художники, музыканты и танцоры.
- Танцевала она ослепительно.
Стальные ладные ножищи, безукоризненно выученные Вагановой, крутили, держали, вертели ее лепное тело на славу. Семенова была первым выпуском Вагановой, и та открыла Марине первой все ведомые ей технические законы танца. Много позже Семенова как-то спросила у меня: "Ты замечала когда-нибудь, что у меня нет плие и коротковаты руки?" Я удивилась. "Это работа Агриппины". В Семеновой был гипноз присутствия на сцене. Когда она выходила, никого больше не существовало. Но характер ее был вздорный, коварный, не кроткий. Она рано стала лениться, манкировала класс, грелась перед спектаклем душем вместо станка и потяжелела. Но я застала ее волшебные спектакли" ("Я, Майя Плисецкая").
Фрагмент "Лебединого озера" с Мариной Семеновой (1946):
И вариация Одетты из "Лебединого" (1940):
В третьем браке - с Всеволодом Аксеновым - у Марины Тимофеевны родилась дочь Екатерина. Тоже стала артисткой балета, даже получила звание "Заслуженная артистка РСФСР".
Скончалась Марина Тимофеевна 10 лет назад, в возрасте 102 лет. Светлая память великой балерине)