Общие сведения
Пушка 2А46М (рис. 1) устанавливается на тех же объектах, что и пушка 2А46. По своим техническим данным и конструктивному исполнению пушка 2А46М имеет ряд отличий, хотя назначение и общее устройство у них одинаковое. В данной будут представлены только отличия.
Гладкоствольная пушка 2А46М-5 (рис. 2) представляет собой хорошо известное модернизированное орудие 2А46М (Д-81ТМ). Конструкция модернизированной пушки обеспечивает взаимозаменяемость с пушкой 2А46М (2А46М-1) с заменой бронезащиты и узлов крепления цапфенных устройств с установкой дополнительных уравновешивающих грузов на танковых заводах. Кроме новых выстрелов, конструкция пушки обеспечивает применимость выстрелов всех типов и индексов из боекомплекта пушки 2А46М, включая ТУР.
Модернизированная пушка 2А46М-5 имеет следующие конструктивные отличия от серийных пушек 2А46М:
– ствол имеет дифференцированный допуск по разностенности, в дульной части разностенность не более 0,6 мм;
‒ жесткость ствола повышена до 420 кгс/см;
‒ стволы пушек 2А46М-5 взаимозаменяемы со стволами пушек 2А46М;
‒ направляющие ствола в люльке призменного типа;
‒ уменьшена консольность ствола в люльке, в связи с чем горловина люльки удлинена на 160 мм;
‒ задняя направляющая с короба люльки перенесена на более жесткую обойменную часть, выполнена наплавкой бронзы, такая конструкция исключила быстросъемное соединение трубы с казенником;
‒ введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2 шт.), в люфтовыбирающих устройствах вместо упоров применены ролики, чем исключено влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижено усилие трения в этом соединении заменой трения скольжения на трение качения;
‒ применены безлюфтовые цапфенные узлы с упругими роликами и обратным клином, за счёт чего влияние люфта в цапфах на точность стрельбы уменьшено;
‒ для автоматического учёта изгиба ствола при стрельбе на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учёта изгиба ствола (УУИ).
По сравнению с пушкой 2А46М точность 2А46М-5 повышена на 15-20%, суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раз.
Пушка в 2003 году закончила государственные испытания, в 2005 году была принята на вооружение Российской Армией и серийно производится на Екатеринбургском артиллерийском заводе №9. В настоящее время 2А46М-5 устанавливается на все танки Т-90А, сходящие с конвейера «Уралвагонзавода».
Ствол
Ствол (рис. 3) состоит из следующих основных частей: трубы, скрепленной кожухом, казенника и ресивера.
В казенной части труба имеет цилиндрический бурт, в который упирается кожух, надетый в горячем состоянии на трубу.
Кожух (рис. 4) имеет четыре сектора, на которых нарезана резьба прямоугольного профиля.
Казенник предназначен для размещения и крепления деталей затвора с полуавтоматикой, а также для соединения ствола с тормозами откатных частей и накатника. Казенник (рис. 5) имеет соответствующую ответную часть. За счет наличия секторов достигается быстрое отделение трубы с кожухом от казенника. От свинчивания в казеннике труба с кожухом удерживается стопором.
Снизу, слева и справа к казеннику гужонами крепятся кронштейны, которыми казенник фиксируется в полозках люльки при откате и накате.
Затвор
В конструкции затвора (рис. 6) имеются следующие отличия:
– упор клина размещен в отверстии казенника снизу;
– под упор клина в нижней части самого клина имеется вырез, предохраняющий перемещение клина вправо;
– изменены конструкции оси кривошипа, рукоятки и основание рукоятки открывания затвора, так как открывание происходит в два такта;
– рукоятка открывания затвора выполнена складывающейся по длине и состоит из основания рукоятки, выдвижной рукоятки в виде стержня, один конец которого размещен в отверстии основания, а второй – в отверстии казенника.
Полуавтоматика расположена в верхней части казенника и приводится в действие при открывании затвора от ускорителя, расположенного тоже в верхней части казенника.
Люлька
Люлька (рис. 7) представляет собой литую деталь сложной формы, к передней части которой приварена обойма с цапфами 6, а к задней части – две рейки 5, скрепленные между собой листом. На рейке 5 напрессованы два бронзовых вкладыша 4, по которым скользит казенник пушки при откате и накате.
Рейки 5 играют роль компенсирующего механизма, уменьшают износ вкладышей, что обеспечивает при стрельбе из пушки меньшее рассеивание снарядов.
Слева в верхней части люльки приварен кронштейн, в паз которого вставлен ускоритель.
Сверху на люльке расположены пазы, предназначенные для установки резиновых буферов 2, смягчающих удар качающей части пушки о башню танка при максимальных углах наклона пушки.
К задней части люльки с помощью отверстий 3 крепятся ограждения, в отверстия – штоки ПОУ. На люльке имеются три люфтовыбирающих устройства, которые предназначены для исключения влияния зазоров между стволом и направляющими поверхностями люльки на точность стрельбы.
Противооткатные устройства
Противооткатные устройства (рис. 8) состоят из двух гидравлических тормозов откатных частей канавочного типа с игольчатыми тормозами наката пневматического накатника.
Цилиндры тормозов откатных частей закреплены симметрично относительно оси канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника; цилиндр накатника снизу, ось накатника находится в вертикальной осевой плоскости казенника. Штоки противооткатных устройств крепятся в приливах люльки.
В тексте учебника вместо названия «Тормоз откатных частей канавочного типа с игольчатым тормозом наката» будет использоваться сокращенное наименование «Тормоз отката». Он служит для торможения откатывающихся частей пушки при откате и накате.
Тормоз отката (рис. 9) состоит: из цилиндра 1, штока в сборе 2, уплотнения штока 3, компенсатора 4.
Накатник пневматический служит для возвращения (наката) в исходное положение откатывающихся частей пушки после выстрела и удержания их в этом положении при всех углах возвышения.
Накатник представляет собой пневматический агрегат, рабочая полость которого заполнена сжатым азотом (воздухом).
Накатник (рис. 10) состоит из следующих основных частей: цилиндра, штока, уплотнения штока, плавающего поршня со штырями, клапанов. Все уплотнения накатника выполнены в виде резиновых колец круглого сечения с защитными фторопластовыми шайбами.
При откате ствол под действием пороховых газов при выстреле откатывается назад, вместе с закрепленными в казеннике цилиндрами тормозов отката и цилиндрами накатника.
Штоки тормозов отката и накатника, закрепленные в люльке, остаются неподвижными.
Жидкость, находящаяся в цилиндре между поршнем и уплотнением штока, пробрызгивается при откате через восемь канавок на внутренней поверхности цилиндра.
Энергия движения откатывающихся частей поглощается за счет гидравлического сопротивления жидкости через изменяющийся при откате зазор между канавами цилиндра и рубашкой поршня.
По мере увеличения длины отката зазор между канавами цилиндра и рубашкой поршня уменьшается, сходя на нет к концу отката. В то же время в накатнике происходит сжатие азота в рабочей полости цилиндра.
За счет сжатия азота в полости цилиндра накапливается энергия, необходимая для наката откатывающихся частей пушки. При накате сжатый азот в цилиндре накатника, стремясь расшириться, давит на поршень и дно цилиндра, заставляя цилиндр двигаться вперед. Так как цилиндр накатника жестко связан с откатными частями, то и откатные части будут перемещаться вперед.
В тормозах отката жидкость, находящаяся между поршнем штока и стаканом, пойдет в переднюю часть цилиндра через изменяющийся зазор между рубашкой и канавками переменной глубины. В конце игла стакана войдет в отверстие регулирующего кольца и будет вытеснять жидкость из полости штока.
Вытесненная из полости штока жидкость, будет пробрызгиваться через отверстия иглы стакана.
При интенсивной стрельбе жидкость в тормозах отката разогревается и объем увеличивается.
По мере разогрева жидкости избыток ее через калиброванное отверстие в стакане перетекает в полость компенсатора, сдвигая назад поршень и сжимая пружину.
При снижении темпа стрельбы и остывании жидкости в цилиндре тормоза отката будет происходить пополнение объема жидкости тормоза из компенсатора. Поршень компенсатора, находясь под давлением пружины, вытесняет жидкость обратно в цилиндр.