Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Павел Корчагин" (СССР, 1957): мнения

Павел Корчагин. СССР, 1957. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Сценарист Константин Исаев (по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»). Актеры: Василий Лановой, Эльза Леждей, Тамара Страдина, Владимир Маренков, Павел Усовниченко, Дмитрий Милютенко, Александр Лебедев, Лев Перфилов и др. 25,3 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссеры Александр Алов (1923-1983) и Владимир Наумов вместе сняли 10 фильмов, 7 из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

-3

Революционная драма «Павел Корчагин» - одна из самых известных работ А. Алова и В. Наумова.

-4

В целом эта темпераментная работа режиссеров вполне вписывалась в оттепельную атмосферу возвращения к «революционным истокам», к идеям «правильных» «комиссаров в пыльных шлемах»…

-5

Именно так трактовал «Павла Корчагина» киновед Иван Корниенко (1910-1975) в своей монографии «Киноискусство советской Украины»: «В центре картины — фигура Павки Корчагина, роль которого блестяще сыграл тогда еще совсем молодой актер В. Лановой. Авторы стремились показать, что революция побеждала, несмотря на неслыханные трудности, что путь к новой жизни был не легок, что сталь закалялась в огне суровых битв на всех фронтах. В обрисовке трудностей той далекой норы есть прямая полемика со многими картинами послевоенных лет, изображавшими прошлое и настоящее в розовых и голубых красках. Описание революционных лет не было для режиссеров самоцелью — они хотели подчеркнуть великий подвиг первого поколения комсомольцев, чтобы обратиться к своим современникам с призывом — быть достойными продолжателями славного дела, с честью нести эстафету социалистического строительства. … Алов и Наумов доказали, что молодежи можно доверять серьезные темы, что новое поколение кинематографистов пришло па студию не с пустыми руками. Поскольку забота о достойной смене была поставлена партией в повестку дня, молодежи стало легче выйти на дорогу самостоятельного творчества и проявить широко свои способности» (Корниенко, 1975: 165-166). Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. М.: Искусство, 1975. 240 с.

-6

Однако в стане официозного киноведения были и иные мнения об этом фильме. Так авторы «Краткой истории советского кино» были убеждены, что в «Павле Корчагине» революция «выглядит как пора мрачная, фатально требующая жертв. … для героев «Павла Корчагина» и особенно «Ветра» служить революции – значит обречь себя на страдания и смерть, заведомо отречься от радости и непосредственности, свойственной молодости. Это умозрительное толкование эпохи на конкретном языке кино прозвучало субъективно и, по существу, неверно» (Грошев и др., 1969: 410-411). Грошев и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.

-7

Уже в постсоветские времена кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) писала, что «Павле Корчагине» проявляются характерные черты режиссерского стиля А. Алова и В. Намова: «экспрессивность, аттракционность монтажных стыков, повышенная напряженность, создание образной системы, сочетающей романтические мотивы с жестким осознанием обреченности такого героя» (Шилова, 2010: 21). Шилова И. Алов Александр и Наумов Владимир // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С. 20-23.

Итак, это были мнения киноведов и кинокритиков.

А каковы Ваши мнения о «Павле Корчагине», уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020