Найти тему
MOM SAYS

Почему ребёнок не учится?

Заметки для родителей и учителей, а также взрослых работников и их взрослых руководителей

 

Современные дети часто задают вопрос «Зачем?». Они сфокусированы на том, в чём видят смысл. Если мы не можем его «показать», они ищут что-то для себя «осмысленное», а ещё чаще – связанное с удовольствием (да, часто это, к сожалению, игра). 

 

Слова «надо», «должен», «сделаю» говорят о развитии части мозга, отвечающей за контроль над импульсами. У современных детей эта часть мозга «включается» позже. А в подростковом возрасте иногда выпадает из активности. 

 

ВИДЫ МОТИВАЦИИ

 

Давайте исследовать. Будем рассматривать параллели. Ребёнок идет в школу с мотивацией. Взрослый идет на работу с мотивацией. 

 

игровой – и тогда в школу он приносит игрушки, либо «играет» по своим правилам. В любой момент может сказать: «Стоп, игра» – и выйти из учебного процесса. (Взрослый с такой мотивацией – «играет» в работу, не подчиняется расписанию, дедлайнам, старается делать только то, что интересно, избегает ответственности); 

социальной. Ребёнок идет в школу дружить. Часто в ущерб учебе. Если отношения не складываются, может отказываться учиться. (Взрослый идет на работу для удовлетворенности контактами, иногда сидит в рабочее время в соцсетях); 

достижений. Ребёнок идет в школу за "пятерками", если не удается быть успешным, мотивация снижается. (Взрослый идет на работу за статусом, похвалой руководителя, зарплатой); 

учебной. Ребенок идет в школу учиться. Осознанно. За знаниями. (Взрослый – идет реализовывать свой потенциал). 

 

Если все виды мотивации присутствуют в нашей жизни одновременно и удовлетворяются – это счастье-счастье-счастье. Самая зрелая из мотиваций – конечно, учебная. До учебной мотивации часто нужно просто дозреть (это одна из причин не отдавать ребенка в школу до 7 лет) 

 

Примем версию, что у любого здорового организма, который ощущает безопасность, должно быть стремление к развитию, должна быть естественная мотивация «развиваться-расти-жить. Если эта мотивация пропадает или снижается, это означает, что "организму" (нашему ребенку) возможно: 

 

✔ 1. Небезопасно. Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию. Если человек находится в хроническом стрессе или травматизации, страдает его долговременная память. Многим детям с дефицитом цинка (цинк воздействует на гиппокамп – часть мозга, хранящую важную информацию) действительно сложно запоминать стихи и формулы. 

 

– ребенок может бояться конкретного учителя. 

– ребенок упустил азы, предыдущий материал и боится проявить неуспешность. 

– ребенок может бояться совершить ошибку – школа заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Наша задача – научить ребенка тому, что ошибаться можно. И наша задача – замечать успехи и приложенные усилия ребенка. 

– ребенок может бояться конкретных одноклассников, которые его дразнят. 

– ребенок может бояться идти в туалет в школе. Ему легче саботировать школу, чем признаться в этом. 

 

✔ 2. Устал. Посмотрите на бледных, сутулых, с синяками под глазами детей. Если вы верите в витамины – давайте. Если есть возможность, пусть отсыпаются и выгуливаются. 

 

✔ 3. Органические причины – дислексия, СДВГ, разновидности ММД. – всё это считается «диагнозами». Важно, чтобы родители понимали, в чем проявляется особенность поведения и восприятия ребенка, и искали способы коррекции. Таких детей настолько много, что это уже может считаться вариантом нормы. (Способов коррекции тоже очень много, если нужно будет, напишу, где искать). Для начала посмотрите фильм «Звёздочки на земле». 

 

✔ 4. Ребёнок сопротивляется

– школьной системе (с жесткими правилами и авторитарностью), 

– авторитарному учителю, который не вызывает уважения, 

– «мстит» школе, за то, что у него нет свободного времени, времени на себя. 

– в подростковом возрасте в периоде обесценивания он временно может обесценивать то, что было значимо. 

 

Сопротивляется родителям: 

– Если родители сфокусированы на "внешней" успешности. 

– Сопротивляется давлению, несправедливости, мстит за обиды и боль - доступным для него способом. 

– Сопротивляется родителям, самооценка которых зависит от успешности ребенка, 

– Родителям, которые сами перестали развиваться. 

– Сопротивляется родительскому перфекционизму. 

 

✔ 5. Внутренние причины

– Разочаровался в том, что может быть "успешным". 

– Не верит в себя. 

– Нашел способ привлечения внимания неуспешностью. 

– Не видит смысла в том, что делает. 

– Ребенок интровертного типа, которому сложно адаптироваться к группе. 

– Последствия травматизации. 

– Таким способом может проявляться ревность к старшему/младшему брату/сестре. 

 

Правда ведь, очевидно, что слова учителя «поговорите с ним, надавите на него, взывайте к ответственности» – бесполезны.

Запрос родителя к психологу – «усильте его мотивацию» – некорректен и тоже бесполезен. «Говорить» и трансформировать, как правило, нужно что-то во всей семейной системе. Причем, безотносительно успешности в учёбе. 

 

Когда родители говорят (искренне, из любви и заботы): «Я волнуюсь о том, кем он будет», я отвечаю: "Дети не будут – они уже ЕСТЬ". К сожалению, они часто чувствуют себя принятыми, любимыми и значимыми, когда демонстрируют успешность. Они так перегружены нашими ожиданиями, что часто уже не знают, чего хотят сами... 

 

Напоследок поделюсь клиентской историей (с разрешения клиента). Родители – мотивационные спикеры. Сами ведут мотивационные семинары, заточенные на выращивание успешных людей. Их сын, 13-летний парень (ощущение было, что он старше меня), сказал: «В моей семье разговоры только об успешности, об известности, о лидерстве. Родители мне много раз говорили, что хотят мной гордиться. И я все годы старался, чтоб мной гордились. До 7 класса я был отличником. Потом вдруг ночью подумал, а что будет, если им не будет, чем гордиться. Они, что, перестанут меня любить? Выгонят из дома? Я не могу жить, все время оправдывая чьи-то ожидания – родителей, учителей, незнакомых людей, которым мои родители обо мне на своих семинарах рассказывают. Получается, что у меня нет свободы. Я хочу понять, чего хочу я...» 

 

Школа – только часть жизни. А наши дети – не будут. Они уже есть 😊