Актер и сценарист Ли Уоннелл, вдоволь наснимавшись в самых разных фильмах от третьей части "Матрицы" до "Аквамена", решил попробовать себя в качестве режиссера и снял целых три фильма: "Астрал 3", "Человек-невидимка" и фантастический кибер-боевик "Апгрейд". О последнем я и хочу поговорить.
"Апгрейд" соединил в себе лучшие традиции фильмов на тему искусственного интеллекта. В нем вы увидите отголоски таких картин как "Я, робот", "Алита - боевой ангел", "Матрица", "Суррогаты", "Бегущий по лезвию", "Вспомнить все" 2012 года, "Призрак в доспехах", "Начало".
Казалось бы - малоизвестный режиссер, малоизвестные актеры, какой-тио смехотворный бюджет в 3 миллиона долларов - а фильм-то получился.
Сюжет картины разворачивается в ближайшем будущем, а, может, уже и настоящем. Автомеханик Грэй живет, не бедствуя в богатом доме - его жена Аша работает на хорошей должности в крупной компании, занимающейся разработками в области роботизации и высоких технологий. Все было бы прекрасно, но однажды дорогущий автомобиль Аши, управляемый компьютером, выходит из-под контроля и супруги попадают в ДТП.
Хочется восхититься талантом Уоннелла, который взяв за основу довольно заезженный сюжет - в тело парализованного человека вживляется чип, который позволяет обрести подвижность и управлять телом через искусственный интеллект, но в какой-то момент оказывается, что искусственный разум уже давно превосходит людей по умению предвидеть развитие событий и поэтому оказывается, что это не человек контролирует его, а он контролирует человека - смог создать свой собственный оригинальный фильм, который при всем желании не получится назвать шаблонным. Да еще за такие деньги.
Фильм поднимает очень сложные вопросы: овладев технологиями, сможем ли мы устоять от соблазна "улучшить" себя самих и стать сильнее, умнее, ловчее, предусмотрительней? Почувствовав себя богами, сможем ли ли удержаться и не перешагнуть ту грань, которая отделяет "могу сделать" от "сделаю"? А вкусив вседозволенности, не станем ли рабами технологий, как произошло с интернетом и гаджетами, в которых теперь проходит почти вся наша жизнь? И кто, в конце концов, дергает за ниточки?
"Апгрейд" многослойный, открывающий свои тайны по частям фильм. Вроде все понятно и просто - ан нет, за поворотом другой поворот, а за ним еще один и все это неизвестно, куда приведет. В картине есть все: и экшен, и философия, и драма, и красивая картинка, и технологии, и даже своеобразный юмор, который не раз заставит вас улыбнуться. Из несомненных достоинств фильма - довольно оригинальное операторское решение с креплением камеры на теле главного героя, когда персонаж остается неподвижным, а картинка вокруг него ходит ходуном. Дешево и сердито, бодрит на раз.
Хватает в фильме и жестоких натуралистичных сцен, которые, выражаясь словами искусственного интеллекта "вы можете даже не смотреть". Они реально бьют по нервам. Лицам с неустойчивой психикой я бы не советовала смотреть "Апгрейд".
Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием потрясающие по темпу и хореографии сцены драк. Это вам не розовые сопли в каком-нибудь боевичке с участием Сталлоне.
Концовка фильма неожиданная и мрачная. Хотя, наверное, в таком фильме другой быть не может. Она не делает главного: не дает зрителю надежду. Взамен авторы фильма оставляют зрителя наедине с открытым финалом, подобно тому, как чуть качнувшийся волчок в фильме "Начало" путает все карты и не дает ответа ни на один из вопросов.