Найти тему
OVER 9000

Вычисляем хрустящий ШРУС без сервиса (с видео)

Оглавление

ШРУС (расшифровывается как шарнир равных угловых скоростей), как и любой узел любого механизма, со временем изнашивается. И признаки износа подаёт вполне определённые. Но как показывает практика, далеко не все автолюбители могут чётко отличить симптомы неисправности внутренних шарниров от внешних, и наоборот. Сегодня предлагаю разобраться с этим вопросом подробно.

одной картинкой о ШРУСах
одной картинкой о ШРУСах

Проверка внешних ШРУСов

В подавляющем большинстве случаев всё начинается с непонятных звуков при поворотах.

1) Ритмичный стук со стороны одного из колёс при сильно вывернутом руле. Запомните: при повороте вправо будет выдавать себя левый шарнир, а при повороте влево - соответственно, правый. Такая вот обратная схема. Для более точной диагностики можно найти ровную площадку вывернуть руль до упора и начать движение. Небольшое ускорение при этом желательно. Уставшие внешние "гранаты" - как раз тот самый случай, когда хороший стук себя проявит. Характерный признак этого звука - ритмичность. То есть, постукивать/похрустывать/хрустеть (зависит от тяжести случая) будет в такт оборотам колеса.

внешний ШРУС. И резиновый пыльник к нему.
внешний ШРУС. И резиновый пыльник к нему.

Если всё что сказано выше долго игнорировать, рано или поздно вы придёте к логичному продолжению истории.

2) Небольшие щелчки при ускорении по прямой. Либо несильные толчки в начале разгона, сравнить которые можно с лёгким заеданием колеса при вращении (а оно, собственно, так и есть). Всё это будет ощущаться со стороны какого-либо из передних колёс. Если звуки, и уж тем более подклинивания начались без выворота баранки, то гранатам уже явно плохо. Только, друзья, давайте не включать паранойю: не нужно путать всё вышеописанное с банально кривыми дисками или резиной. Как минимум потому, что последние дают "раскачку" руля по окружности, а от ШРУСов такого эффекта нет.

Рассыпавшийся внешний ШРУС.
Рассыпавшийся внешний ШРУС.

Проверка внутренних ШРУСов

Проявления болезни внутренних шарниров (триподов) будут несколько отличаться от внешних ШРУСов.

1) мелкая вибрация при разгоне по прямой - классический показатель выработки ресурса триподов. Как правило, первым сдаётся так называемый "стакан" - то, куда непосредственно вставляется сам шарнир. Но и сами трипоидные шарниры не вечны. И снова не путаем биение кривых колёс с тряской от приводных валов. Неисправные внутренние гранаты дают мелкую поперечную вибрацию во время интенсивного разгона, но при этом руль практически не меняет своего положения. То есть, его не "колбасит" в руках из стороны в сторону, а лишь трясёт в тон всему кузову.

Тот самый трипоидный шарнир (слева) и стакан для него (справа). В шарнир вставлена полуось, а стакан вставляется в дифференциал.
Тот самый трипоидный шарнир (слева) и стакан для него (справа). В шарнир вставлена полуось, а стакан вставляется в дифференциал.

Не менее типичными будут и звуки, производимые на больших углах вращения.

2) Щелчки при езде по пересечённой местности. Звучит странновато, но я поясню. Как и внешний шарнир, трипод перво-наперво начинает себя выдавать при максимальных углах работы. И чтобы их достичь, совсем необязательно отправляться на полигон - наши дороги с радостью предоставят вам такую возможность где угодно! То есть, когда одно из передних колёс попадает в яму или просто глубокую "впуклость" полотна, колесо уходит вниз относительно кузова. Как раз в этот момент и достигается если не предельный, то достаточный для проявления симптомов неисправности угол работы внутреннего ШРУСа. Вот тогда и слышны щелчки/похрустывания. Более радикальный способ проверки для не ленивых - вывесить перед автомобиля на домкратах и начать потихоньку "трогаться", но чуть придерживая при этом педалью тормоза. Получится, что приводы будут работать, во-первых, под нагрузкой, а во-вторых, при максимальных углах. Если они "на грани" - обязательно услышите характерные звуки.

Привод в сборе. Слева-направо: ступичная гайка на внешнем ШРУСе с пыльником, далее приводной вал и стакан внутреннего ШРУСа с пыльником (сам трипод вставлен в стакан). Хвостовик (ось) стакана вставляется в дифференциал.
Привод в сборе. Слева-направо: ступичная гайка на внешнем ШРУСе с пыльником, далее приводной вал и стакан внутреннего ШРУСа с пыльником (сам трипод вставлен в стакан). Хвостовик (ось) стакана вставляется в дифференциал.

Друзья, конечно, после прочтения данного материала вы не станете профессиональным автодиагностом. Но как минимум, вы уже будете знать симптоматику того или иного явления, а если оно ещё и подтвердится впоследствии на практике (на сервисе, например) - то в следующий раз провести ремонт вы уже сможете самостоятельно. Кстати, для наглядности привожу коротенький ролик, где я показываю как извлечь и осмотреть тот самый трипод и стакан. Сами можете убедиться, что ничего сложного.

Надеюсь, кому-то будет полезно!