Найти тему
Sexy Ballet

"Мама" - главное слово

Наверное, каждый второй артист балета подтвердит, что у него ничего не получилось бы без родителей. Как правило, речь идет о маме. В эту профессию приходят в чрезвычайно раннем возрасте, когда ребенок еще не выработал в себе мотивацию, самокритику, упорство и прочие взрослые качества, поэтому поддержка, руководство, иногда и некоторое принуждение со стороны старших очень важны.

Мы расскажем истории артистов, в карьере которых матери играли определяющую роль. Иногда - не самую конструктивную.

ТАМАРА ТУМАНОВА

Тамара Туманова и Серж Лифарь
Тамара Туманова и Серж Лифарь

Фантастически красивая во всех отношениях балерина, прозванная "Черной жемчужиной русского балета", на протяжении всей жизни была очень близка со своей матерью Евгенией Дмитриевной, в замужестве Хасидович (о том, какой была девичья фамилия мамы, существуют разные сведения, но считается, что Евгения Дмитриевна была грузинкой или имела грузинские корни). Мама стимулировала раннюю карьеру девочки (уже в 10 лет Тамара блистала на сцене, а в 13 лет стала одной из "бэби-балерин" - русских звездочек из эмигрантских семей), за что ее многие обвиняли в том, что она эксплуатирует ребенка. Она была костюмером, парикмахером, гримером дочери, а также секретарем и агентом. Сопровождала ее по всему миру и буквально водила за ручку, что было естественно, пока Тамара Туманова была еще подростком, но не прекратилось, даже когда она стала взрослой звездой. Перед спектаклями Тамары Евгения Дмитриевна осеняла сцену крестным знамением на удачу. Естественно, она была лучшей подругой дочери и влияла на ее личную жизнь. Когда Джордж Баланчин влюбился в Тамару Туманову, то именно от ее матери, а не от самой балерины, услышал, что Тамара еще очень молода и ей надо думать о карьере, а не о замужестве.

Замужем Тамара Туманова все же побывала (не за Баланчиным, а за голливудским сценаристом и продюсером Кейси Робинсоном), но ее брак продлился 10 лет и закончился разводом, а старость она встретила рядом с мамой, которую пережила всего на 7 лет.

МАРГО ФОНТЕЙН

С партнером Робертом Хелпманном и хореографом Фредериком Аштоном
С партнером Робертом Хелпманном и хореографом Фредериком Аштоном

Пегги Хукхэм начала учиться танцу в 4 года. Ее мать Хильда Хукхэм встала к станку вместе с ней. Нет, она не собиралась танцевать сама, просто ей нужно было дополнительно заниматься с дочерью дома, а для этого она должна была сама знать все па и уметь их выполнять. Семья Хукхэм постоянно переезжала из страны в страну (так, они долго жили в Шанхае), и везде Хильда находила подходящего педагога для своей дочери, в талант которой свято верила. Сама Пегги как раз сомневалась в своем таланте, страдала от неуверенности и боялась подвести всех, кто в нее верил, но мать неуклонно толкала ее вперед, пока не привела на самую вершину балетного мира. Даже псевдоним Марго Фонтейн был придуман Хильдой.

Естественно, она постоянно присутствовала рядом с дочерью, и весь балетный мир знал ее. За кулисами ей придумали прозвище "Черная королева".

ЭРИК БРУН

-3

Если в предыдущих случаях матери предоставляли своим талантливым детям помощь и опору (оставим в стороне дискуссионный вопрос о том, насколько полезна для взрослого человека такая близость с матерью), то в данном случае все наоборот. Эллен Эверс Брун не сделала ничего для того, чтобы ее сын стал звездой, даже в балетную школу мальчика отвела не она, а тетя. Это не значит, что она не любила Эрика, наоборот, ее любовь была настолько всепоглощающей, что она страшно боялась: однажды он вырастет, добьется чего-то в жизни и перестанет зависеть от нее.

Методы воспитания, применявшиеся в семье, были специфическими. Так, однажды Эллен с маленьким сыном ехала в трамвае. Вошел кондуктор и стал проверять билеты у пассажиров. Эллен же упорно делала вид, будто не знает мальчика, сидящего рядом с ней, так, какой-то незнакомый ребенок. Тем самым Эрику все время внушалась мысль, что без нее он пропадет.

Когда Эллен говорили о том, как фантастически талантлив ее сын, она отмахивалась: чушь, ничего он не заработает своими танцами, помрет от голода под мостом. К тому же, у него слабое здоровье и вечные травмы.

Эрик Брун вырос и стал одной из величайших балетных звезд XX века и... жутким невротиком. Он так и не смог избавиться от последствий такого воспитания и полностью освободиться от влияния матери, хотя очень старался.

Еще немного о героях этой статьи:

О Марго Фонтейн: https://zen.yandex.ru/media/sexyballet/margo-fontein-sama-dobrota-5e4bc3a6a5d3230c1ce79866

Об Эрике Бруне (большая биография, в том числе подробности про маму): https://zen.yandex.ru/media/sexyballet/erik-brun-chast-1-5d70edcb1d656a00aec1289e