Сюжетные повороты и бессилие частного детектива в нео-нуаре
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материла в соцсетях!
Нуар как жанр таит в себе массу неожиданных сюжетных поворотов, что в нео-нуаре было доведено до предела. Нигде создатели фильма не манипулировали зрителем так отчаянно «бессовестно», как в нео-нуаре.
Зрителю «подбрасывались» ложные улики, планы главных героев менялись в какие-то считанные секунды, на авансцене появлялись ранее никому неведомые персонажи («А ты ещё кто?») Весь нео-нуар превращен в один бесконечный криминальный сюрприз. Не связанные друг с другом сюжеты и происшествия, вначале кажущиеся стечением обстоятельств, в итоге обретают «новое звучание» и «новый смысл».
Взять хотя бы «Секреты Лос-Анджелеса» - нужно немалое терпение и пристальное внимание, что уследить за всеми перипетиями сюжета, по которому персонажи несутся как по «американским горкам». Можно также привести в качестве примера фильм Гордона Дугласа «Детектив» с Фрэнком Синатрой в главной роли. Режиссер буквально водит зрителя за нос, «обещая» ему одну развязку сюжета, но в итоге дающий совершенно неожиданный финал.
Однако, несмотря на то, что можно выявить отдельные элементы нео-нуара, дать ему четкое определение столь же затруднительно, как и нуару классическому. Как и в случае с нуаром термин нео-нуар появился на свет, когда явление, им обозначаемое, не просто было выявлено, а уже приняло четкие, легко узнаваемые формы.
Это произошло к середине 70-ых годов и связно с тремя лентами, которые стали «лакмусовой бумажкой», сигнализировавшей критикам, что нео-нуар живет своей собственной полноценной киношной жизнью, формируя новые каноны. Речь идет о «Долгом прощании» (1973) Роберта Олтмена, «Китайской квартале» (1974) Романа Полански и «Ночных ходах» (1975) Артура Пенна. Именно к этому времени в кинематограф вернулась «мода» на частного детектива - как одного из ключевых персонажей нуара.
И Артур Пенн, и Роберт Олтмен, и Роман Полански были успешными режиссерами, когда решили вписать нео-нуар в свою творческую биографию. У каждого из них были успешные с коммерческой точки зрения ленты. И при этом ни одни из них не относился к числу так называемых «молодых голливудских творцов» - кто-то начал свой путь в Нью-Йорке, а кто-то и вовсе за пределами США. Каждый из трех режиссеров был «отклонением» от классической голливудской нормы.
Можно было бы говорить о влиянии Хичкока, хотя бы в том отношении, что каждый из трех режиссеров хотел выразить собственную индивидуальность, оставить след в искусстве, а не двигаться по проторенным путям. В итоге три фильма, вышедшие на экраны буквально один за другим, были не повторением классических штампов, относящихся к нуару и фигуре частного детектива, а развенчанием мифов.
В классическом нуаре детектив предстает сильным, настойчивым, прозорливым, что позволяет ему разоблачить преступные намерения злодеев. В «Ночных ходах» Гарри Мосби - беспомощный и напрочь лишенный проницательности персонаж; его обводят вокруг пальца все кому только не лень. В итоге он оказался не способен спасти нимфетку, которую ему было поручено вернуть домой. В финале ленты он не может помочь ни случайной любовнице, ни внезапно выявленному «главному злодею».
Он может лишь наблюдать через напольный иллюминатор, как тот, заходясь в истошном крике, погружается на дно океана. Гарри не может помочь даже самому себе, он лишь в состоянии запустить моторную лодку в надежде, что она рано или поздно пристанет к какому-то берегу.
Тема бессилия проходит не только через фигуру беспомощного частного детектив Филиппа Марлоу (фильм «Долгое прощание»»), но и через супруга Эйлин, писателя Роджера Уайда. Этот персонаж, весьма напоминающий к тому времени уже покойного Хемингуэя, не вылезал из бутылки и страдал «творческим истощением». В этой связи есть один весьма забавный и едва ли случайный момент.
На роль писателя Олтмен пригласил актера Стерлинга Хейдена, который был известен не только главными ролями в классических нуарах «Асфальтовые джунгли» и «Убийство», но и непомерным употреблением алкоголя. Хейден, постоянно пребывая под мухой, так и не смог выучить роль, а по этой причине импровизировал на съемочной площадке. В конечном счете, Олтмен остался довольным актёрской работой Хейдена – не исключено, что режиссер изначально предполагал, что пьяного писателя будет играть реально пьяный актер.
Финал ленты печален, Марлоу остается ни с чем, он выясняет, что его обманул и подставил близкий друг. Мир классических представлений «старого доброго нуара» рушится – не будучи в состоянии хоть что-то изменить в этом перевернутом с ног на голову и извращенном мире герой Эллиота Гулда своим выстрелом решил поставить точку в истории, плюнуть на всё, вернуться к непослушному коту и игривым полуобнаженным соседкам.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»