Boeing B-52 Stratofortress – это стратегический бомбардировщик, который специально создавался для доставки ядерного оружия на территорию СССР, и был принят на вооружение в 1955 году.
B-52 уже более полувека находится на вооружении ВВС США , и до сих пор считается основным американским самолётом дальней бомбардировочной авиации.
Силовая установка самолёта B-52 состоит из 8 турбореактивных двигателей, благодаря которой он способен нести более 30 тонн бомб на расстояние до 8000 км.
С самого начала поступления его в американские войска этот самолет постоянно модернизировался и дорабатывался. Но самая последняя модификация B-52H с двигателями TF33-PW-1, с тягой 7,7 тонны на каждый агрегат, была принята еще в далеком 1960 году.
Получается, что самому молодому B-52 уже практически 60 лет, но при этом Пентагон и не собирается избавляться от своих стратегических бомбардировщиков.
Напротив ВВС США планирует модернизировать весь парк В-52, в состав которого входит 76 самолетов.
И на 9 мая 2020 года, видимо символично для России, был сформирован запрос предложений для участия в тендере. Таким образом, Пентагон планирует продлить срок службы своих «старичков» до 40-х годов этого века.
За все время эксплуатации всего было потеряно около 70 таких самолетов, причем часть аварий не была связана с боевыми вылетами, но примечательно то, что на борту было ядерное оружие.
Каким-то невообразимым образом, во всех авариях не одна из атомных бомб не сработала, и это при том, что обычные взрывные устройства, служащие запалом для ядерной части, взрывались неоднократно.
На сегодняшний день известно, как минимум 6-ть аварий B-52, которые имели на борту ядерное вооружение. Но некоторые случаи заслуживают особое упоминание.
17 января 66-го года на B-52, имевшим на борту термоядерные заряды, во время дозаправки в воздухе, столкнулся в небе над Испанией с самолетом заправщиком.
Две бомбы из четырех, упавшие неподалёку от испанского населенного пункта Паломарес-дель-Рио, где проживает более 7 тыс. человек, при падении были повреждены и вызвали радиационное заражение прилегающей территории.
Третий заряд, каким то чудом образом уцелел, а вот четвертая бомба была потеряна в море. Долгое время ее поиски не приводили ни к каким результатам, но через пару месяцев ее все же удалось обнаружить и удачно поднять с морского дна.
Это происшествие вызвало огромный дипломатический резонанс, после чего американцам было запрещено летать над Европейскими территориями с ядерным оружием на борту.
Еще один резонансный случай произошёл 21 января 1968 года не далеко от базы Туле в Гренландии. B-52 с 4-ми термоядерными бомбами, упал на лед и разбился.
При этом произошла детонация запалов нескольких бомб, но ядерного взрыва не последовало, но все же большая часть территории, некогда экологически чистого острова, была заражена радиоактивными элементами.
В 1994 году произошел очередной инцидент с участием В-52, который был запечатлён на видео и находится в открытом доступе. 24 июня, во время тренировочного полета, в рамках подготовки полетов для авиашоу на базе Фэйрчайлд, разбился B-52 под управлением полковника Артура Холленда.
В результате расследования выяснилось, что Холленд давно имел репутацию довольно агрессивного пилота, который регулярно нарушал правила безопасности демонстрационных полетов, и видимо в этот раз изрядно перестарался.
Он не раз на своем B-52 выполнял рискованные маневры с запредельными кренами на малых высотах, а так же злоупотреблял практически вертикальными подъемами на бомбардировщике, но почему то ни разу за это не был наказан.
Этот инцидент привел к ужесточению правил поведения на авиашоу в США, для дальнейшего предотвращения подобных случаев.
Так что Летающая крепость В-52, хоть уже и довольно в преклонном возрасте, но вероятнее всего еще сгодится для того, чтобы в очередной раз принести демократию туда, где её ещё до сих пор нет.