Перечислим произведения, особым элементом которых является народная песня.
Например, это роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Крепостные девушки, собирающие ягоду, поют песню. Изображена жизнь дворянской усадьбы, народный, крестьянский мир; мы видим естественность чувства героини (см. гл. 3, строфа XXXIX).
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» строки из народных песен послужили эпиграфами к ряду глав. Важное место в произведении занимает песня о преступнике и пожалованной ему царем виселице, исполненная на военном совете Пугачёва, предвещающая драматизм судьбы Емельяна, раскрывающая поэтическую натуру героя (см. гл. VIII – «Незваный гость»).
Обратимся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Песню «Ах вы, сени, мои сени…» поют русские солдаты-песенники в эпизоде смотра войск Кутузовым в Браунау (в Австрии), песня выражает единение людей, находящихся вдали от родины, их любовь к «родимой стороне». Все: простые люди, офицеры и даже лошади – движутся в такт песне, возбуждающей «бодрое, веселое чувство» (см. т. 1, ч. 2, гл. II).
Значима народная песня и в изображении героев, близких к народу, их естественности. Дядя Ростовых мастерски исполняет на гитаре русские народные песни. Песню «По улице мостовой…» этот талантливый гитарист-любитель негласно посвящает своей экономке и, по всей вероятности, сожительнице Анисье Федоровне – простой красивой женщине. Наташа прекрасно исполняет под песню русский народный танец, который вызывает у Анисьи смех и слезы, потому что молодая графиня умеет «понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Наташа подбирает на гитаре песню «Как со вечера пороша…», после того как слышит ее в исполнении дяди; эпизод символичен: текст довольно известной шуточной песни не приводится, но повествует она о женской неверности – вскоре невеста уехавшего за границу князя Андрея Болконского увлекается повесой Анатолем Курагиным (см. т. 2, ч. 4, гл. VII).
В качестве эпиграфов к роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» приведены казачьи песни, отражающие трагедию революции и гражданской войны, гордый свободолюбивый нрав и поэтическую натуру казака.
В эпизоде рассказа А. П. Чехова «Ионыч» говорится о том, как в городском саду по соседству с домом Туркиных хор песенников исполняет песню «Лучинушка». Песня противопоставлена роману, написанному Туркиной, – книге «о том, чего никогда не бывает в жизни», песня же «передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
Герои драмы М. Горького «На дне», ночлежники, дважды поют песню «Солнце всходит и заходит…». Песня о тюрьме, непреодолимости заключения отражает безысходное положение героев – их тоску по другой жизни и их неспособность изменить свою судьбу самостоятельно. Песня также свидетельствует о поэтическом начале, присутствующем в душе каждого, даже оказавшегося «на дне», человека, объединяет ночлежников, по сути, разобщенных.
В стихотворении А. А. Блока «Россия» мотив песни передает широкую, поэтическую натуру русского человека, противоречия его жизни, когда нищета и тяготы соседствуют с высокой верой в чудо:
Россия, нищая Россия,
Мне хаты серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви! (...)
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
С жанром народной песни связаны содержание и стиль ряда произведений.
Вспомним поэму М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».
Песни органично входят в повествование в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В «горьких» песнях героев из народа: «Голодной», «Солдатской», «Соленой», «Бурлаке» – изображена прежняя тяжелая судьба крепостного крестьянина. Вера в силу и счастье народа слышна в «добрых» песнях народного заступника Гриши Добросклонова: «Средь мира дольнего…», «Русь».
Особая музыкальность отличает стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери», «Клен ты мой опавший...», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». В произведениях Есенина использованы прием лексического и композиционного повтора, инверсия, риторические вопросы и обращения, особая ритмическая организация стиха, звукопись – аллитерация и ассонанс.
Продолжают традиции есенинской поэзии стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице», «Зимняя песня».
Интонации причитания определили звучание стихотворения М. И. Цветаевой «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», стихотворения А. А. Ахматовой «Не бывать тебе в живых…», стихотворения, вошедшего в поэму А. А. Ахматовой «Реквием», «Уводили тебя на рассвете…». Так передана трагедия народа в период революции и гражданской войны, сталинских репрессий.
На поэму А. А. Блока «Двенадцать» оказали влияние жанры частушек и народного романса. Революция изображена как стихия, охватившая народ, показаны гримасы революции – искаженные, сниженные проявления великого события.
Тема народной песни в русской литературе важна. В сборниках контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе, в задании 6 (на сопоставление произведений, с развернутым ответом ограниченного объема - 5 - 10 предложений), можно встретить вопрос о том, в каком произведении русской литературы идет речь о народной песне и в чем его можно сопоставить с предложенным текстом.
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!