Найти тему
Катехизис и Катарсис

Что на самом деле спасло Ленинград от нашествия крыс

Блокадный Ленинград заполонили крысы. Ели они всё, что имело растительное или животное происхождение, даже машинное масло и мыло. Людей они избегали, но не боялись. Один из блокадников рассказывал, как в детском саду мешок сухарей подвесили к потолку. Обнаружившие его крысы, не обращая внимания на детей, начали подпрыгивать, и им все же удалось порвать мешок. Обычно они питались мертвечиной, но могли нападать и на живых, обессиленных и неподвижных людей и животных. Чаще всего отгрызали конечности, «объедали» лицо — среди блокадных документов можно найти свидетельств о погибших, которым крысы что-либо выели или отгрызли. Крысоловками бороться с ними в 1941–1942 годах было бесполезно: их выпускали мало, а о лакомой наживке и речи не шло. Рост в 1942 году заболеваний «желтухой», переносчиками которой и являлись крысы, вынудил искать более сильнодействующие средства.

Чтобы справиться с ними, сразу же после прорыва блокады в город вагонами завезли котов из Ярославской области. Они и «решили вопрос». Тогда, вскоре после прорыва блокады, в апреле 1943 года, в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек. Именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За кошками сразу же выстроилась многокилометровая очередь. Котенок в блокадном городе стоил 500 рублей. Примерно столько же он мог бы стоить на Северном полюсе в довоенное время. Для сравнения, килограмм хлеба продавали с рук за 50 рублей. Ярославские кошки спасли город от крыс, однако не смогли решить проблему полностью. В конце войны в Ленинград привезли второй эшелон кошек. На это раз их набирали в Сибири. Многие хозяева лично приносили своих котов на сборный пункт, чтобы внести свой вклад в помощь ленинградцам. Из Омска, Тюмени и Иркутска в Ленинград приехали пять тысяч кошек. На этот раз все крысы были уничтожены. Среди современных петербургских кошек коренных жителей города не осталось. Все они имеют сибирские корни. В память о хвостатых героях на Малой Садовой улице установили скульптуры кота Елисея и кошки Василисы. Василиса прогуливается по карнизу второго этажа дома №3, а Елисей сидит напротив и наблюдает за прохожими.

Но на самом деле это красивая выдумка. Справились с крысами не путем завоза котов, а совсем иначе. В конце 1942 года, метод заражения грызунов крысиным тифом. Нескольких отловленных особей заразили крысиным тифом (крайне опасным для животных, у людей же смертность низкая, но повышается у пожилых пациентов.) и выпустили на волю. Эпидемия тифа быстро распространилась среди грызунов. Рост крысиной популяции был остановлен. У человека, укушенного такой крысой или укуса блох с такой крысы после инкубационного периода продолжительностью 6–18 дней (в среднем 10 дней) появляется сильный озноб, сопровождающийся головной болью и лихорадкой. Лихорадка сохраняется на протяжении, приблизительно, 12 дней; затем температура постепенно нормализуется.

Благодарим авторское сообщество MILITARIA за предоставленные материалы.