18 мая 1994 года газеты и телевидение США взахлёб рассказывали о новом сорте помидоров. Калифорнийская компания Калген (англ. Calgene) анонсировала, что в течение недели в магазинах появятся томаты нового сорта Flavr Savr, созданного её генными инженерами. Название Flavr Savr отражает суть сделанной генной модификации – сорванные полностью спелыми, плоды сохраняют свой вкус и аромат месяцами.
Просто овощи
В индустрии еды сложилась парадоксальная ситуация. Потребители хотят покупать вкусные продукты в любое время года, а вырастают они только в один сезон. Продавцам выгодно продавать продукты длительного хранения, чтобы свести отходы от их порчи к минимуму.
Традиционные технологии сельского хозяйства не позволяют долго хранить спелые плоды, в результате агрофирмы собирают урожай незрелым, а дозревают плоды непосредственно перед продажей. Процесс дозревания инициируется обработкой плодов смесью газов на основе этана. Хорошему вкусу при таком дозревании взяться неоткуда. В результате магазины продают «лёжкие», но невкусные фрукты и овощи. Им важна сохранность при перевозке и длительность хранения, а покупатели перебьются.
Биотехнологии позволили устранить противоречие между вкусностью и лёжкостью. Суть генных изменений в сорте Flavr Savr – у растения заблокирован синтез белков, которые разрушают пектин в спелых плодах. Таким помидорам не нужны консерванты и их можно собирать полностью спелыми[5].
То, что спелые плоды начинают гнить – это приспособительный механизм на случай, когда плод не съели. Несъеденный плод размягчается, чтобы высвободить семена, и эти семена могли прорасти.
Первый успех ГМО
Итак, 18 мая 1994 года. В этот день Калген получила официальное подтверждение о безопасности сорта Flavr Savr от FDA (американского правительственного агентства по контролю за продуктами и лекарствами), причём такой необходимости не было, компания обратилась за государственной сертификацией своего нового сорта добровольно, чтобы предупредить возможное недоверие общества. С той же целью Калген открыла бесплатную телефонную линию для вопросов покупателей[3][5].
21 мая помидоры Flavr Savr появились в супермаркетах, эти плоды продавались рядом с лучшими традиционными томатами и выгодно отличались от них качеством – были вкуснее, свежее, ароматнее. Хотя в премиум-сегменте отличие было не такое принципиальное, как в «экономе», зато принципиальным был срок хранения.
Первая партия Flavr Savr была продана меньше, чем за месяц, менеджеры и инвесторы компании смотрели в будущее с оптимизмом. На фоне этого успеха другие биотехнологические компании активизировали свои разработки.
Реакция
Одновременно с успехом продаж вокруг Flavr Savr стали сгущаться тучи. Все противники генных модификаций тут же объединились против него, отбросив клановые противоречия. Представители экологических организаций, обществ защиты потребителей, объединений производителей «экологичной» «натуральной» еды и другие активисты выступили единым фронтом. Они заявляли требования маркировать продукцию генной инженерии особым образом (ныне это маркировка «Содержит ГМО»), организовывали бойкоты Flavr Savr, пикетировали у магазинов и угрожали им судами, предъявляли претензии к FDA[2].
На обвинения в свой адрес представители FDA дали официальный ответ, что специальная маркировка требуется только для продуктов, которые содержат потенциально опасные или вредные компоненты, например, белки арахиса, которые вызывают у некоторых людей аллергию. Тогда как двухлетняя проверка Flavr Savr показала, что в плодах Flavr Savr нет ничего такого, чего нет в других сортах томатов[3][2].
В результате нагнетания ГМ-фобии в СМИ продажи снизились, Flavr Savr перестал выращиваться, Калген разорилась и была куплена концерном Монсанто[4].
Вторая попытка
Продолжение истории было в Великобритании. В 1996 году на полках двух сетей британских супермаркетов появились баночки с томатной пастой компании Zeneca, приготовленной из помидоров Flavr Savr. На каждой банке была ясно видимая надпись «продукт генной модификации». Эта томатная паста была несколько более густая по сравнению с пастой, изготовленной из других сортов, за счёт большего содержания пектина, и стоила на 20 % дешевле их за счёт меньших затрат при производстве[1].
Паста из генетически модифицированных томатов продавалась по всей стране наряду с томатной пастой других марок, но осенью 1998 года продажи резко упали[1].
Причиной падения продаж стали выступления доктора Арпэда Пасзтая. В августе 1998 года, будучи ведущим радиопередачи, он заявил об опасности генетически модифицированного картофеля для здоровья и жизни питавшихся им крыс. Он также утверждал, что людям есть ГМО опасно так же, как его крысам — мол, у людей, питающихся любым ГМО, разовьются неизлечимые смертельные болезни[1].
Впоследствии торговые сети выпустили заявление, что они снимают с продажи генетически модифицированные продукты из-за «заявленных опасений некоторых клиентов». В этом заявлении было подчёркнуто, что каких-либо иных причин, в том числе связанных с безопасностью их употребления, у снятия ГМ-продуктов с продажи нет[1].
В 1999 году ситуация расследовалась парламентским комитетом по науке и технологиям Великобритании, который пришёл к выводу, что г-н Пасзтай солгал радиослушателям. Люди могут есть ГМО без последствий. Селекционные («без ГМО») продукты точно также опасны и точно также безопасны, как и ГМ-продукты. Несмотря на широкое освещение в СМИ этого расследования, томатная паста из Flavr Savr в британских магазинах больше не появилась[1].
Итог истории – в супермаркетах мы до сих пор видим красивые и безвкусные помидоры.
Что дальше
До сих пор разные сайты, пропагандирующие «органические продукты», врут про Flavr Savr, что якобы эти помидоры выращивали в Мексике, привозили в магазины испорченными («доезжал суп из помидоров») и якобы они были «не особенно вкусными» (пример – [6], цитаты оттуда).
История с Flavr Savr показательна тем, что в конкурентной борьбе традиционные производители еды проигрывают производителям ГМ-продуктов в себестоимости и потребительских качествах продукции. При той же цене плоды Flavr Savr имели лучший вкус и больший срок хранения. Томатная паста Flavr Savr при 4/5 от цены конкурентов имела лучшую консистенцию и состав. Flavr Savr показал суть ГМО – генная инженерия позволяет создавать дешёвые вкусные качественные продукты.
Естественно предположить, что в экономически-проигрышной ситуации руководители «традиционных» агрокомпаний попытались прибегнуть к неэкономическим методам (ложь в СМИ, давление через общественные организации и другие). У них это получилось.
Борцы с продукцией генной инженерии не просто транслируют фобии. Они лгут и шантажируют, и им это сходит с рук. Почему? Кому выгодно? Смотрите, кто спонсирует таких деятелей и обеспечивает им юридическое прикрытие.
Опыт с неудачей Flavr Savr был осмыслен и в дальнейшем выпуск разработок генной инженерии на продовольственный рынок проводился с учётом организованного сопротивления «общественности»[4]. Но помидоров среди них нет до сих пор.
Автор публикуется под псевдонимом Стас Ворчун.
Если вам понравилась статья и вы хотите еще, вы можете подписаться на рассылку в телеграм. Там мы собираем все самое интересное с наших площадок. Там же можно обсудить статью с автором.