Хоронить живых раньше времени не очень верно. Однако… опыт говорит за то, что чаще смертельно больные умирают, несмотря на все усилия врачей или веру и надежду близких. В ближайшее время мы станем свидетелями смены владельца у одной из трех самых титулованных команд в истории Формулы-1, команды, дважды пережившей две страшные трагедии, будучи на пике, команды, остававшейся командой отчаянных романтиков среди хищных капиталистов. Команда Williams Racing будет продана. И почти наверняка это означает и исчезновение самого имени Железного Сэра Фрэнка в будущей истории Формулы-1.
Конечно, кто-то может резонно заметить, что смена владельца не будет однозначно означать смену имени. Ведь имя очень статусное, легендарное. Как и Lotus. Как и Brabham. Как и Tyrrell. Все эти три команды внесли более значимый вклад в развитие Формулы-1, чем Williams. Всех их постигла одна и та же участь. Tyrrell смог переродиться в Mercedes, пусть и спустя множество циклов, тем не менее, много ли заслуг команды долговязого дядюшки Кена в успехах немецкой команды? Да и сколько пользы для нового владельца в том, что его новый актив не имеет ничего общего в плане марки с его другими бизнесами? Дитрих Матешиц хоть и любит гонки, но знает, что голый спорт сейчас без денег невозможен. Поэтому нет Jaguar и Minardi, поэтому есть Red Bull и Alpha Tauri. Поэтому Toleman стал Benneton, поэтому же Tyrrell стал British-American Racing (а если бы можно было назваться British-American Tobacco, то так бы и назвались).
Мы все привыкли, что стаж гарантирует стабильность. Что те, у кого есть заслуги прошлого и тем более титулы, защищены от всего негативного в финансовом плане. И очень для нас всех непривычно осознавать, что в профессиональном спорте это работает исключительно редко. Sauber несколько лет был в шаге от ликвидации, пока ее не взяли под свое крыло в FIAT, Force India едва сводила концы с концами из года в год, пока не была куплена Лоуренсом Строллом. Williams слишком давно находится там, где находится. Слишком долго Железный Фрэнк ведет ту романтичную политику честной спортивной борьбы, которая сейчас банально не актуальна. И если в то время, когда Берни Экклстоун был владельцем Формулы-1, а сам Уильямс влиял на собственную команду, имя Williams было нужно для самого Берни. Liberty Media являются детищем исключительно капиталистического мира, где нет места сантиментам, да и Клэр Уильямс имеет на порядок меньше влияния на гоночный мир. Оттого, очень сомнительным смотрится вероятность сохранения прежнего названия команды при продаже, только если новый владелец – персональный фанат команды Williams. Не стоит, думаю, напоминать, что это очень маловероятно.
Сэр Фрэнк оказался на удивление везучим владельцем. Оказавшись словно динозавр в новом времени, он не хотел изменять себе и не заметил, что время изменилось. Не имея достаточных денег, остроумных технических решений и каких-либо привилегированных положений, Уильямс продолжал гнуть свою линию и если при Экллстоуне это еще имело какой-то эффект (и то, весьма с натяжкой, потому что уже с 2010-го года команда перестала быть его единоличным владением, что было следствием именно бедственного положения команды), то в новое время Клэр продолжает гнуть ту же линию, но явно без оснований. Ведь все было очень и очень банально – пусть и с именем и заслугами прошлых лет, но без должного бюджета и без должной технической базы даже в очки заезжать ты будешь раз в год. Это нетрудно доказать на еще двух примерах – Haas и Sauber. Как только Haas перестали сотрудничать с Ferrari – результаты упали, причем сильно и резко. Sauber же из ямы смог выбраться только когда за него взялся FIAT. Haas и Williams – две команды в Формуле-1, у которых кроме гонок нет иных деятельностей и нет богатых материнских команд. Что характерно, и Haas, и Williams сейчас на грани банкротства. И если к американцам еще никто не привязался и, по сути, их уход трагедией не станет, то уход британцев будет ощутим.
Прощаться рано, это факт. Чудеса случаются очень редко, но случаются. Поэтому, даже не являясь болельщиком Williams и лично Сэра Фрэнка, я надеюсь, что продажа не скажется на традициях последнего самобытного коллектива.
На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание, берегите себя и любите наш прекрасный спорт.