Можно ли назвать тот месяц, который уже, считай, прошел, маем - вопрос сложный. С одной стороны, известное моровое поветрие и связанные с ним ограничения; с другой - отвратительная погода. Но эти два фактора друг друга парадоксальным образом загасили, и вышло всё так, что мы научились бережно относиться к каждой возможности выбраться на природу. Надеюсь, этот навык мы сохраним на будущее. А пока - здравствуй, веселый месяц май! И прощай.
Ни маслят, ни боровых, так взбудораживших грибную общественность, у нас нет: не сосновые тут места. Зато есть кое-что другое: черемша, например, в реликтовом лесу. И безмерное количество серно-желтого трутовика на дубовых останках: ленятся вытаскивать бревна после санитарных рубок, штабелируют по просекам и забывают, как бурундук орешки. Замшелые штабеля прорастают грибами.
Пошел проведать черемшу - в последний раз за сезон, - и ТСЖ-шник. В первый. Вообще, серно-желтый трутовик (Laetiporus sulphureus) - гриб капризный, как мировая революция. Две недели назад было рано, две недели спустя будет поздно, а чтоб угадать эти несколько дней, когда пора, надо быть исполином революционной мысли. В общем, перезрели они у меня. Многие центнеры "лесных цыплят" облепили, будто насесты, дубовые завалы и безмолвно кудахчут. Кажется, с ноткой издевательства. Опоздал я. Дня на три опоздал.
Отступление кулинарное
Едоки знают, что если ТСЖ перестоит (перевисит?) всего несколько дней, он становится категорически несъедобен; сам, главное, еще мягкий, но на вкус уже напоминает дубовую пробку с вяжущим привкусом, хоть самогон на нем настаивай. (А что? Готовая бизнес-идея для "бренди а-ля колхоз".) Для меня критерий несъедобности - цвет; с возрастом ТСЖ становится из серно-желтого яично-оранжевым, и эта яичность уже в пищу не годится. Впрочем, даже со зрелых трутовиков можно обрезать серно-желтые краешки и съесть. Но это не мой путь. А еще перезрелые (но не очень) ТСЖ можно натереть на терке либо пропустить через мясорубку и использовать как фарш.
А черемша, что удивительно, еще годится хоть отчасти - ботва уже грубая, невкусная, а стебли сочные и сладкие. В самом цвету, между прочим. Обычно в это время семена уже (за ними я и шел), а сегодня - лишь легкомысленные беленькие цветочки кокетливо покачивают головами, будто отрицают к чему-то свою причастность. Нарвал черемши, а что делать? Не посеять, так хоть поесть. Хороши стебли, толстые.
А сколько, помимо ТСЖ, всяких интересностей на бревнах! Красивые крупные мицены (видимо, мицена белоножковая - Mycena niveipes, старательно определял в прошлом году). На самом деле я не очень интересуюсь миценами - какие-то они совсем уж декоративные. Но это порадовала. Порадовала и парочка непонятных мне навозников на тех же гнилых бревнах - определить пока не удалось, да и вряд ли удастся...
Шел домой, срезая по дороге пестрые развесистые шляпки - трутовик клубненосный (Polyporus tuberaster), небезуспешно заменяющий нам "пестрец", плодоносит в этом сезоне от души. Должен признать, люблю я его, несмотря даже и на жесткость. Обрезать короткую деревяннистую ножку (осторожно - легко порезаться), при необходимости вырезать в шляпке еще круг из того места, куда крепилась ножка, и voila! - готов натуральный грибной ароматизатор к любому блюду. Можно и отдельно приготовить, но это не так интересно. Трутовик - как ерш в ухе. Для аромата, не как самостоятельная еда.
Возвращаюсь домой полем, в пакете, кроме перестоявшей все сроки черемши, обрезки трутовика серно-желтого, десяток шляп клубненосного, да и горстка летних опят "на сдачу". Вдоль полевой дороги редкие подберезовики - небольшие, невзрачные, какие-то корявые и иссохшие, даром что которую уж неделю пасмурно и сыро... Аккуратно высвобождаю из объятий травы, делаю несколько снимков (больше фоток подберезовиков для бога фоток подберезовиков!), не беру, иду дальше. То-то удивились бы местные ревнители традиций, для которых подберезовик - второй по ценности гриб после свинушки! Жаль, не встретил никого.
Свинушек, кстати, нет. Массово лезут "денежки" - разного рода мелкие коллибии, переименованные недавно в гимнопусы. В деревнях их нередко называют "весенними опятами", отмечают аромат, не берут. Я тоже не беру. В конце концов, с грибами я как тот Гиви с помидорами, только наоборот "так люблю, а кушать - нэт". Недавно писал про весенний опенок и допустил грубую теоретическую ошибку - оказывается, прежде обычной нашей денежки, коллибии лесолюбивой, в лесу встречается и денежка-гимнопус водолюбивая. Поправили меня грибники на форуме, крепко поправили. Отличить их очень легко - у водолюбивой розоватые ризоморфы, у лесолюбивой - белые! Как вообще их путают?!
Если вы не знаете, что такое ризоморфы, не пугайтесь - значит, вам это и не надо. Я же, в стремлении докопаться до смутно забрезжившей истины, осквернил в поисках этих ризоморф несколько грибниц, но так и не понял, розоватыми их считать или белыми... Вскоре начал накрапывать мелкий дождик, и так закончился хороший день, а вместе с ним грибной мой май, ибо завтра в Москву, завтра к делам...
Прощай, веселый месяц май! Здравствуй, веселое лето.
А вы какими песнями провожаете эту славную грибную весну?