Всемирно известный и легендарный штурмовик ИЛ-2 не сразу стал той совершенной машиной, "летающим танком", как принято считать в некоторых исторических изданиях. Сначала его приняли на вооружение в одноместном варианте (явный просчет высоких инстанций).
Высокие потери привели таки к возврату к первому варианту (двухместному). Но стрелка не стали защищать какими-либо бронеспинками и бронещитками аналогично пилоту. Отсюда опять высокие потери и в людях и в технике. Как только накал борьбы на выживание в войне слегка уменьшился, принялись за решение этой проблемы и приведения штурмовика к оптимальному варианту. Одним из таких и стал самолет ИЛ-8 - фактически уже тяжелый штурмовик - мог брать до 1000 кг бомб и имел массу преимуществ по сравнению с ИЛ-2. Испытания и доводки шли весь 1943-й год. Пушки были перенесены в крылья, также были проверены различные варианты защиты от истребителей противника типа авиационных гранат. Но главное - стрелок был включен в общий броневой корпус самолета. Что значительно повышало его шансы на выживание - а также шансы на живучесть самого штурмовика.
Также в качестве оборонительного вооружения испытывалась 20-мм пушка (что получило дальнейшее развитие в следующих модернизациях).
Несмотря на ряд новшеств и неплохих результатов испытаний - все равно было принято решение не строить серийно данный самолет. Видимо, по причине конкуренции и более лучших данных со стороны СУ-6 - еще одного перспективного штурмовика.Правда, победа оказалась Пирровой - и СУ-6 также не пошел в серию ( в том числе или в основном из-за отсутствия серийного заявленного мотора). Тяжелого штурмовика не увидели. Акцент был сделан на другом варианте модернизации - ИЛ-10 (более легкий самолет) - и несмотря на попытки довести ИЛ-8 до требуемого уровня - проект был окончательно закрыт уже после войны. ИЛ-10, как известно, оказался чрезвычайно успешным и настоящим долгожителем поршневых штурмовиков в послевоенные 10-15 лет..
Технические характеристики:
Тип двигателя - один АМ-42
Мощность, л.с. номинальная 1 х 1750 взлетная 1 х 2000
Максимальная скорость , км/ч у земли 435 на высоте 470
Практическая дальность, км 1180
Скороподъемность, м/мин 500
Практический потолок, м 6800
Экипаж 2
Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23 два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), один 12.7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов) и 8 РО-132; до 1000 кг бомб
О другой несерийной модификации штурмовика ИЛа - здесь.
О спутниковой связи - читайте тут.
Всем успехов и мирного неба!