(по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
ГЛАВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ
Процесс эволюции боевых средств поражения подводной части корабля, как одного их разновидностей морского оружия чрезвычайно сложен и противоречив. Тем не менее ему присуща вполне определенная историческая логика. Опираясь на методы исторической науки, можно выявить и сформулировать наиболее общие закономерности развития этого вида боевых средств. Несмотря на уже сложившиеся некоторые понятия и определения, четко установившейся терминологии, которая относится к развитию морского оружия, пока еще нет, и это дает возможность различным авторам вкладывать в одни и те же понятия различное содержание. Терминологические погрешности могут существенно затруднить понимание исследуемых вопросов. Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению процессов развития морского оружия, целесообразно уточнить содержание, которое в дальнейшем будем использовать.
Морское оружие, как правило, является неотъемлемой составной частью надводного корабля, подводной лодки и других обитаемых средств вооруженной борьбы на море, которые в дальнейшем мы будем называть условным термином «боевой носитель». Всем боевым носителям присущи такие технические характеристики, как подвижность, способность обнаруживать и поражать противника, способность защищаться от его ударов и сохранять в определенной степени свои свойства. Каждое тактическое свойство оружия и его боевого носителя обеспечивается соответствующими системами и устройствами.
Рассмотрим различные виды морского оружия (типы боевых средств), которые в своем развитии в итоге привели к созданию в 1866 году торпедного оружия.
1.1. Таран
В войне на море первым средством поражения кораблей был таран. Оружие воинов - копье, меч и лук - могло быть использовано только против личного состава кораблей.
Ф. Энгельс писал о вооруженной борьбе древних флотов: «Вооружение для наступательного боя было... недостаточное. Лук и стелы, дротики и неуклюжие метательные машины баллисты и катапульты были единственным оружием, которое могло служить для боя на расстоянии. Нельзя было причинить никакого серьезного вреда неприятелю на море до тех пор, пока оба сражающихся корабля непосредственно не сходились друг с другом. Таким образом, существовало только два возможных способа морского боя: маневрировать таким образом, чтобы острый, крепкий железный конец носовой части корабля со всей силой нанес на ходу удар в борт неприятельского корабля и пустил его ко дну; или же сойтись с противником вплотную бортами и взять его, таким образом, на абордаж» .
Невозможно утверждать, кто именно изобрел таран и кем он впервые был применен. Древнегреческий историк Геродот (484 - 425 гг. до н. э.) приписывал изобретение этого оружия греками. Это же утверждал и римский историк Плиний Младший (61 - 114 гг.). Однако еще задолго до греков таран имели боевые корабли древней Ассирии (800 - 500 гг. до н. э.). Древние корабли оснащались тараном вплоть до заката Западной Римской империи (в середине первого тысячелетия н. э.).
В середине XIX в. недостаточная мощность орудий, дававшая возможность броне обеспечить защиту корабля от разрушительного действия снарядов, заставила искать новые способы уничтожения броненосцев. В первую очередь изобретательскую мысль начинает захватывать идея поражений подводной, незащищенной части корпуса. Паровая машина с винтовым движителем, давшая подвижность и маневренность боевому кораблю, вновь возродила идею таранного удара. У острова Лисса, в Адриатическом море, в июле 1866 года ни австрийские, ни итальянские броненосцы не смогли добиться победы в артиллерийском бою. Тогда австрийский адмирал Татетгоф применил решительное средство. Его флагманский корабль «Фердинанд Макс» на полном ходу таранил итальянский «Ре д` Италия». Заостренный стальной таран проломил бортовую броню и на два метра вошел в корпус корабля противника. Удар пришелся в среднюю часть корабля и сделал широкую пробоину. Значительная часть пробоины была под водой, и в нее хлынула вода. Через три минуты «Ре д` Италия» затонул. Менее удачным был другой таранный удар «Фердинанда Макс». Его противник - итальянец «Палестро» — пытался увернуться, и таран ударил в корпус под очень острым углом. На итальянском корабле начался пожар, но все же он остался на плаву.
В бою на Гемптонском рейде (во время гражданской войны в США) артиллерийская дуэль между бронированными кораблями тоже не дала решительных результатов. И здесь для уничтожения кораблей противника применялся таран.
Оснащение паровых боевых кораблей тараном нельзя признать удачной идеей. Ни одно другое средство поражения при весьма незначительных успехах в реальных морских боях не принесло столько неприятностей самим его обладателям. Первый трагический случай произошел в 1866 году в проливе Ла-Манш. 10 июля английский шлюп «Амазонка», следуя полным ходом, налетел на пароход «Оспрей». Острый таран буквально разрезал пароход пополам. «Оспрей» затонул со всем экипажем. В 1869 году русский броненосец «Кремль» ударом таранного форштевня отправил на дно фрегат «Олег». Два года спустя броненосец «Адмирал Спиридов» протаранил броненосец «Адмирал Лазарев», которого от гибели спасло лишь то, что столкновение произошло на мелководье прямо в гавани Кронштадта.
В 1873 году испанский броненосец «Нумансия» таранил корвет «Фернандо-эль-Католико», который мгновенно затонул со всем экипажем. В 1875 году произошло сразу три катастрофы. Английский броненосец «Айрон Дюк» потопил броненосец «Вэнгард», а французские броненосцы «Тэтис» и «Жанна д'Арк» потопили свои военные суда «Рейна» и «Форфант». В 1878 году от тарана германского броненосца «Кениг Вильгельм» погиб со всем экипажем броненосец «Гроссер Курфюрст». Утонули 269 человек, в том числе весь выпуск морских кадетов-практикантов. В 1893 году броненосец «Кэмпердаун» потопил флагман английской Средиземноморской эскадры броненосец «Виктория» - сильнейший в мире боевой корабль того времени. Погибли 359 человек, в том числе и командующий эскадрой.
Несмотря на недостатки, тараны продолжали совершенствоваться. В ходе гражданской войны в США (1861 - 1865 гг.) северянам удалось захватить броненосец конфедератов «Атланта». Носовая часть его была сконструирована в виде большого и крепкого тарана. Случайно обнаружили, что внутри тарана находится пространство, заполненное порохом. Нетрудно было догадаться, что южане собирались с помощью тарана как бы ввести мину внутрь вражеского корабля и там взорвать.
Увлечение таранной тактикой особенно далеко зашло в Великобритании и США, где построили корабли, главным оружием которых стал таран. В 1881 году британский флот пополнил миноносец-таран «Полифемус» (водоизмещение - 2650 т, длина- 82 м, скорость - 18 узлов, вооружение - 5 торпедных аппаратов). Верхняя палуба этого корабля была сделана покатой и покрыта 75-миллиметровой броней, опускавшейся на 1,8 метра ниже ватерлинии, а к носовой части был прикреплен съемный таран, выступавший на 3,5 метра за форштевень.
Еще дальше пошли американцы: построенный ими корабль «Катетхен» водоизмещением 2100 т не имел никакого другого оружия, кроме тарана; его палубу покрывала 150-миллиметровая броня.....