Найти тему
LANASKINO

Куда ведёт Платформа?

Оглавление

В 2019 году вышел баскский фильм "Платформа" режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутии, права на который были приобретены Netflix, а сама лента была номинирована на множество наград в Испании и не только.

В кинофильме "Платформа" изображена Яма - некое искусственно созданное пространство, где по многоуровневому подобию тюрьмы передвигается платформа с едой от высших этажей к низшим.

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Система Ямы как карательная, но по какой-то причине открытая и для добровольцев. Яма - это бездушная иерархия мещанского мира, где в сердце - потребительские идеалы и свойства. Об этом и первая фраза, которую зритель слышит за весь фильм:

Существует три типа людей: те, кто наверху; те, кто внизу и те, кто пали.

Такая иерархия весьма спорна и, пожалуй, слишком прямолинейна. И она вписывается в бинарный потребительский мир: либо у тебя изобилие благ, либо их острая нехватка. И блага - это всё, за что стоит бороться.

Каждому, кто приходит в Яму, разрешается взять с собой любой предмет. И каждый берёт его обязательно. По ходу фильма внимательный зритель заметит множество предметов: стволы, арбалеты, велотренажер, ножи, факелы, кружки, биты, крест, доска для серфинга, скрипка, меч. Хотя есть ли смысл брать с собой хотя бы единый материальный предмет в такое место? Насколько нужен верующему крест или заядлому серфингисту его доска для серфинга?

Казалось бы, можно воспринимать этот фильм как доказательство, что потребительское общество несовершенно и ценности в виде жадности несостоятельны.

Но я вижу, что лента - размышление о донкихотстве.

Главный герой и его книга

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Главный герой Горенг (Goreng) берёт книгу "Дон Кихот" Сервантеса, что выделяет его из других и подталкивает зрителя к мнению, что главный герой и есть своеобразное переложение Дон Кихота.

Дон Кихот - идеалист, рыцарь без страха и упрека, неверно понимающий своего врага, потому что он готов его придумать. Так знаменитые мельницы превращаются в чудовищ в его воображении. Он живет в мире идей и фантазий, которые и не стремятся воплотиться в жизнь. Свой идеал любви, Дульсинею, Дон Кихот ни разу в жизни не видел. Его чудища - мельницы. Его поход абсурден. Он не сталкивается с реальными проблемами, его борьба идеалистична и не приводит к каким-либо реальным улучшениям или изменениям.

Горенг, кажется, убежден в том, что он человек нравственный, он точно знает, что можно и что нельзя. Его речи наполнены искренним гуманизмом. Кажется, существующая система мира претит всему его естеству.

У Дон Кихота есть спутник Санчо Панс, которого в книге Дон Кихот "поманил" с собой обещаниями о высоком положении. Санчо в Яме - это Тримагаси, он отвечает в этом дуэте за практичность и здравый смысл. Как и положено оруженосцу, Тримагаси прихватил с собой в Яму нож. Он действительно практичен. Он понимает правила игры и понимает цель - выжить. Ради этого он расчетливо и холодно готов действовать и идти на все заданные в рамках координат Ямы поступки - от подъедания объедков до убийства и каннибализма.

Третьей важной персоной в истории является Дульсинея, которую книжный Дон Кихот "назначает" своей дамой сердца, которая неясно, существует ли в реальности. В киноленте такой Дульсинеей является женщина по имени Михару, ищущая ребёнка, ради чего она готова убивать всех, кого придётся и путешествовать по всей Яме, отказываясь от верхних этажей в пользу своих поисков. Горенг показывает своей Дульсинее, что он ей сочувствует, но в реальности спасает его она, а не он её. И для него её образ в конечном итоге сводится к сексуальной фантазии.

Динамика Дон Кихота

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Поначалу он отказывается есть, поскольку он убеждён, что объедки он есть не будет.

Потом сдаётся - ест.

Он убеждён и даже осуждает заранее Санчо за то, что тот якобы убил своего прежнего сокамерника.

Потом сдаётся - убивает сам.

Он осуждает каннибализм - потом сдаётся и ест человеческую плоть.

Он осуждает грубое обращение с людьми - потом сам сдаётся.

А ради чего все это было? Он ведь добровольно записался в Яму? Ради того, чтобы бросить курить? Ради некого диплома?

Дон Кихот иногда представляется наивным и милым мечтателем, который является положительным персонажем. Он будто бы воплощает красоту идеи. Однако если вспомнить, что роман Сервантеса мог быть задуман как пародия на популярные рыцарские романы, то персонаж предстанет перед нами скорее комичным, если не сатирическим.

И Горенг - это персонаж сатирический. Его либерализм, его гуманизм и светлые идеи оказываются смяты жестоким потребительским миром.

В его голове все переворачивается: слова Библии о плоти Христовой оправдывают для него каннибализм. Духовное превращается в материальное.

Он сам делает все то, что он осуждает. Его любовь (ничем не подтвержденная) к книгам начинается тем, что он неохотно читает ее сокамернику, а заканчивается тем, что он ест страницы книги. Он не делится тем, что ему, казалось бы, дорого, а впоследствии и вовсе уничтожает книгу.

Он безволен, он даже не способен самостоятельно бросить курить.

И в сущности Горенг сам оказывается заядлым потребителем. Просто он любит не тортик, а эскарго из улиток, которое даже в Яме особо никому не нужно. Просто он предпочитает потреблять книги, а не, скажем, брать с собой оружие.

Замечу, что Горенг не рефлексирует. Он осуждает других. Он принимает систему. И он не думает о своих ценностях. Для него книга - это суррогат нравственности. Внешний признак того, что должно быть внутри него - роман, который много веков находит своего читателя и дает пищу для размышлений.

Разве ради своих убеждений он не мог пить только воду? Человек способен жить без еды месяц (а это ровно столько, сколько он находится на одном уровне), если верить, например, такому источнику: Https://www.bbc.com/russian/science/2015/02/150225_hunger_savchenko.

Да, это было бы ужасно. Скорее всего повредило бы его здоровье, но он сохранил бы свой дух, не убивал и не ел бы людей.

Он мог бы постараться сделать жизнь своего сокамерника лучше - хотя бы читая ему и обсуждая с ним прочитанное. Благо Дон Кихот - весьма объёмный роман.

Но чтобы найти пути, он должен был бы определиться, зачем он идёт? Каковы его истинные ценности?

Платформа едет вниз

Источник: imdb.com
Источник: imdb.com

Затеяв своеобразную революцию, Горенг не рефлексирует, а принимает спонтанные решения. Он решает ехать вниз, чтобы всех накормить, совершая насилие и даже убивая тех, кто оказывает ему сопротивление.

Но если его ценность - всеобщая сытость - то почему он не позволяет своему Санчо реализовать план с поеданием частей тела Горенга, при условии, что Тримагаси будет залечивать его раны?

Именно поэтому попутно он так легко меняет смысл своего похода. Некий названный мудрец говорит, что если им удастся распределить еду равномерно, чтобы выжила вся система, то кто наверху об этом узнает?

И "мудрец" мгновенно меняет смысл их похода, делая абсолютно несостоятельное предположение, что у администрации нет чувств, а у людей кухни нулевого уровня они могут быть (и что с того, что у них могут быть чувства? Какого поведения они добиваются?)

"Мудрец"на этом не останавливается и увещевает, что им поэтому надо донести послание через символ - деликатес, который вернется на уровень ноль нетронутым. Тогда они поймут послание. А какое послание? А как они его поймут? А если поймут, то что они должны сделать? И кто эти они?

Горенг вновь не рефлексирует и меняет смысл похода, даже не разобравшись, в чем он собственно заключается. Но идет он в поход остервенело. Он готов драться, убивать.

Разве это не тот пародийный рыцарь, что борется с мельницами, ради той, кого не видел и кого, быть может, и нет вовсе?

Горенг в очередной раз показывает, что в нем нет духовного смысла. Ценностей. Иначе почему он так легко отказался от мысли накормить всех на основании того, что об этом не узнают наверху? Ведь если бы новая идея накормить всех была бы истинным смыслом для него, то зачем бы ему было нужно, чтобы об этом узнали наверху?

Страшный финал

Источник: mdb.com
Источник: mdb.com

Горенг, вооруженный новым предназначением, бережет панакоту, выбранную в качестве символа и опускается на самый низ. Там он видит выжившего ребенка и.. скармливает ему символ, в очередной раз меняя смысл похода. Но не по ситуации, не для следования своим идеалам, не для достижения цели, а по сути просто так.

Но то, что он делает дальше, вызывает еще больше вопросов.

В системе Ямы детей быть не может, но ребенок там оказывается. Горенг мог бы взять ребенка под свою защиту (тем самым, кстати, оказав служение своей Даме, которая этого ребенка пыталась разыскать, хотя мы и не знаем, зачем именно).

Но он кормит его сладким, уничтожает избранный символ и назначает ребенка новым символом, который отправляет наверх. Он не знает ведь, что с ним будет. Быть может, голодные люди просто съедят его по дороге? Быть может, наверху ребенка отправят обратно или вовсе устранят, как недопустимый элемент Ямы? Он не может гарантировать, что с ним все будет в порядке, но отдает его и за это он будто бы получает возможность выйти из системы. Он идет по темному подвалу, но очевидно, что в иерархии он больше не будет, ведь на том уровне больше не действуют правила Ямы.

Получается, Горенг совершил жертвоприношение, отдал ребенка, ради того, чтобы самому выйти из системы?

После финала

Платформа - мрачная сатира на людей, декларирующих вечные ценности, но в глубине души не следующих им.

Людей, готовых на самые мрачные поступки. Людей, готовых на более ужасные поступки, чем те, которые отдают себе отчёт, что их ценность - простое потребление. Людей, которые не знают смысла.

И Горенг - вовсе не герой. Он отказывается от всего, что было ему якобы ценно. Он не делает жизнь других лучше. Он потребитель нравственного имиджа, потребитель публичного одобрения того факта, что он особенный, потому что гримируется под человека нравственного, духовно развитого и глубокого. Страшная иерархическая система сама будто бы рада верить в то, что он особенный, что люди, читающие книги, провозглашающие идеалы, могут стать проводниками изменений.

А на деле он просто человек, у которого не хватает воли бросить курить.

Пародия и обман.