Найти тему
По Югу.82 | ЖУРНАЛ

История пятигорского трамвая

Во время прогулки по Пятигорску я увидел небольшой трамвайный вагончик на территории трамвайного депо. Подошел к воротам и попросился у двух мужичков-сотрудников зайти на территорию депо и сделать несколько фото раритета. Они пустили.

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

Депо располагается у железнодорожного вокзала Пятигорска и было построено в 1903 году, как раз для готовящегося запуска трамвайного движения по двум линиям. Первый запуск пятигорского трамвая состоялся 1 сентября 1903 года.

12 моторных вагонов и парочка открытых прицепов на сразу стали возить пассажиров. Управление Кавказских Минеральных Вод до 4 мая 1904 года проверяло работоспособность трамвайной системы. А уже 5 мая 1904 года пятигорские трамвая стали перевозить пассажиров по маршрутам "Вокзал"-"Городской парк"-"Цветник"-"Сабанеевские ванны" и "Цветник"-"Провал".

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

А потом грянула революция и Гражданская война. В этот период трамвай в Пятигорске практически не эксплуатировался. В 1918 году депо стало патронно-пульным заводом, снабжавшим Красную Армию боеприпасами.

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

После 1920 года и до самого начала Великой Отечественной войны пятигорский трамвай только развивался. Протяженность путей на начало 40-х годов составляла почти 20 километров, на балансе депо состояло 28 моторных и 12 прицепных вагонов. Также было 8 грузовых платформ, ведь выполнялись еще и грузовые перевозки.

Пятигорский трамвай больше всего пострадал во время оккупации, а потом во время отступления немцев - практически полностью было уничтожено депо, подстанции взорваны. Также были уничтожены практически все пути.

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

Примечателен тот факт, что после окончания войны власти хотели ликвидировать пятигорский трамвай - разрушения и потери были настолько масштабны. Однако, старые рабочие депо стали сами восстанавливать трамвайное хозяйство, собственными силами и без заработной платы. Уже потом пятигорские власти начали организованные восстановительные работы.

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

В послевоенные годы и, как ни странно, в 90-е пятигорский трамвай развивался. Кризис мог наступить в нулевые из-за большой изношенности подвижного состава. Однако, власти Пятигорска закупили в Германии списанные трамваи Татра 4Д, это спасло дело.

@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК
@МИР В ОБЪЕКТИВЕ/СЕ ЧЕЛОВЕК

Важная деталь, о которой я совсем забыл - пятигорский трамвай "ходит" по узкой колее, шириной 1000 мм. В современной России только три города с такой шириной трамвайных путей - Пятигорск, Евпатория и Калининград.

Езжу по Крыму. Вы можете принять участие в организации поездок, просто подписавшись на канал. Нас уже 12816! Давайте до конца июня наберем 13500 читателей!

Больше статей на сайте МИР В ОБЪЕКТИВЕ

Сообщество во ВКОНТАКТЕ. Там посты, фото и обсуждения. Пишите мне там!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц