Может ли астронавт пролезть через люк? Могут ли два астронавта уместиться внутри? А куда деть скафандры, если их снять? А где спать? Останется ли там место для работы?
На все эти вопросы конспирологи, что вполне ожидаемо, отвечают просто - не могли. Бутафоры сделали лунный модуль на коленке, люк был слишком узким, никакой астронавт в скафандре не пролезет, двоим внутри не разойтись, скафандры снять невозможно и положить некуда. Ну и так далее.
Однако, общеизвестно, что был не один лунный модуль, а целых 15. И делали их не на коленке в бутафорской, а в фирме с субподрядчиками целых семь лет! Количество людей, которые были задействованы в проекте, превышало пять тысяч человек. Объем документации был в районе 50.000 единиц.
Вопрос размещения внутри лунного модуля был очень важен. Им занимались инженеры, дизайнеры и астронавты. Вот что пишут в книге "Колесницы для Аполлона"
"Внутренний вид лунного модуля так же отличался от внутреннего вида любого другого пилотируемого корабля, как и его внешний вид. На его проектирование ушло два года. Кроме того, строительство лунного дома выдвигало особые требования кроме обеспечения видимости: оборудование и возможности для стыковки и перехода в командный модуль, системы жизнеобеспечения в жестких лунных условиях, упрощенный вход и выход во время пребывания на поверхности Луны, возможность управления модулем при пониженной гравитации и вообще без нее.
Лунный модуль имел внутренний объем в 6,0 кубических метров и был, таким образом, самым вместительным американским космическим кораблем, к тому времени разработанным. И самым просторным, за исключением командного модуля, когда в нем находился всего один астронавт. Чтобы упростить обучение астронавтов навыкам управления, Хьюстон потребовал, чтобы Грумман сделал инструменты и панель управления как можно более похожей на инструменты и панель управления командного модуля. Полное соответствие, однако, было невозможным, так как два корабля были слишком разные. Часть систем управления дублировалась для астронавтов, но некоторые системы управления были в единственном экземпляре, и астронавты пользовались или по очереди. Кроме того, Грумман должен был обеспечить возможность ручного управления полета над Луной и посадку на нее. Никакая поломка на панели управления не должна была привести к прекращению миссии.
Лунный модуль был не только средством передвижения и доставки астронавтов на Луну, но также и местом их обитания во время пребывания на поверхности Луны. И это поставило перед дизайнерами и инженерами необходимость решать проблемы, связанные с человеческим фактором при дизайне и разработке устройства кокпита. Необходимо было разработать системы хранения скафандров и личных вечей и оборудования. Необходимо было обеспечить астронавтам место для передвижения внутри кабины. В середине 1964 года на полноразмерном макете два астронавта демонстрировали, что они могут снимать и надевать ранцы системы жизнеобеспечения в скафандрах, как под давлением, так и без него. Дотягиваться и присоединять соединительные шланги и перезаряжать ранцы. Был подготовлен документ, подробно описывающий и регламентирующий порядок облачения в скафандры во время нахождения в лунном модуле. Он был приложен к спецификации лунного модуля и мануалам по управлению модулем.
…12 астронавтов представляли собой значимую субсистему лунного модуля. И их часто можно было увидеть на площадке в Bethpage и в Downey, где они принимали участие в проектировании командного модуля. В качестве своего специального задания Скотт Карпентер, Чарльз Конрад и Донн Айзли делали чертежи лунного модуля. Уильям Ректор, отвечавший за проект, часто обращался к ним за помощью. Для тестирования на макетах лунных моделей он привлекал и других астронавтов. «Они должны быть частью системы» - говорил он. «Они будут на них летать». И такое положение дел не было чем-то необычным. Астронавты играли значимую роль в разработке и тестировании космических аппаратов.
.......
Примерно шестью месяцами позднее, 24-26 марта 1964 года, Грумман представил свою вторую модель ТМ-1, сделанную из дерева. Внимание было обращено на устройство кокпита: системы поддержки и удержания астронавтов, расположение оборудования, освещения, пультов и приборов, а также способности астронавтов перемещаться внутри помещения и пользоваться люком – влезать и вылезать. На данном этапе были предложены некоторые изменения, которые были воплощены на следующем макете. Но этот макет и далее в течение нескольких месяцев использовали для отработки мобильности астронавтов в кокпите, а также совместимости скафандра с кораблем. Как астронавты, так и специалисты Груммана практиковали надевание и снимание скафандра как вне модуля, так и внутри него. Надевание, снимание и убирание ранца системы жизнеобеспечения. Соединение контактов скафандра с кораблем и его системами поддержки.
Я предполагаю, что конспирологи скажут: "Это все ложь! Все написанное выдумано!" Ну и так далее. Однако после полета Аполлона-11 к моменту выхода книги прошло всего 20 лет. Сотни и сотни специалистов, которые принимали участие в проектировании и создании лунных модулей, были еще живы. Кто-нибудь написал опровержение? Газеты с радостью напечатали бы такие жареные новости. Сенсации всегда востребованы.
Итак:
1. место в кабине лунного модуля было достаточно как для жизни, так и для облачения в скафандры
2. люк был достаточного размера. В процессе постройки модуля и астронавты и специалисты Груммана в скафандрах многократно его испытывали.
Про "госприемку" я уже писал по книге главного инженера - Томаса Келли. В этой книге госприемка также описана. Повторяться не буду.
Как выглядит кабина лунного модуля (тренажер) можно посмотреть в музее или на сайте этого музея:
Где были ранцы и шлемы?
А вот интерьер:
Здесь можно посмотреть как астронавты находились в лунном модуле. В том числе процесс облачения в скафандр.