Не пишет сейчас только тот, кто погрузился на дно своей лени и никак оттуда не выберется. Чем больше блогов и профилей в соцсетях, тем больше авторов. Но некоторые не всегда понимают, что они делают и зачем. Ну, им еще простительно, к новичкам доверия нет, а вот когда «профессиональный копирайтер, 10 лет опыта, миллион текстов за плечами» делает очевидные ошибки — хочется всплакнуть.
Каждый должен знать плюшки, которые превращают текст в плак-плак. Тут мы эти грехи и разберем.
От очевидного к сложному
Безграмотность
Конечно, грамматических, синтаксических, стилистических, пунктуационных ошибок в тексте быть не должно. Но есть коварные, неочевидные, казалось бы, шероховатости, заставляющие хороших редакторов плакать. Или. Биться. Головой. Об. Стул. Тут уж, как говорится, кто и что предпочитает. А есть вещи, которые мы объяснить не можем. Например:
- «Привет, друзья!!!!!!»;
- «А об этом подумайте сами… !».
Чувствуете, как по глазам резануло? Никаких миллионных знаков препинания, ну пожалуйста.
Плохое форматирование
Текст — это не только слова, но и восприятие. Никто не читает простыни без структуры.
Что обязательно должно быть в хорошем тексте:
- Абзацы;
- Маркеры;
- Заголовок;
- Подзаголовки;
- Выделение важных частей;
- Подходящие по смыслу картинки;
- Списки (если нужно что-то перечислить, а не просто так).
Если соблюдены эти правила, то, во-первых, читатель сразу поймет, о чем текст и нужен ли он ему. Во-вторых, такую статью банально проще читать. Автор с опытом точно знает все о форматировании.
Не по теме
Очень распространенный косяк среди авторов — начали об одном, а закончили о другом. Например, стояла задача: написать текст о том, где в центре Питера выпить вкусный кофе. Проще говоря, сделать подборку кофеен. На что копирайтер пишет текст о том, какие виды кофе чаще всего подают в северной столице.
Читаешь текст и понимаешь, насколько мимо. Да, пример утрирован, но перескакивание с темы на тему встречается кругом. Чтобы избежать этого, нужно объяснять, что вы хотите видеть. Довольно часто проблема заключается в том, что задача была неконкретной. Если не помогло, наш стабильный совет — ищите другого автора.
Перегруженность
Это боль каждого нормального главреда. «Столетопыта» копирайтеры, которые не могут писать человеческим языком. Как правило, они пишут слогом а-ля дипломная работа: чем круче загнешь предложение, тем умнее себя покажешь. Это уже не работает.
Текста в сети так много, что удерживать внимание пользователя безумно сложно. А полотна с тройными деепричастными оборотами читать вообще никто не будет. Лучше пойдут TikTok посмотрят или программу с Еленой Малышевой, разгрузят мозг, понимаете?
Простота — одно из требований к контенту, которое выдвигают современные реалии. А если копик продолжает писать на уровне первого курса универа, рынок будет к нему беспощаден.
Вода
Может показаться, что вода — обратная сторона перегруженности, но нет. Они как братья, очень похожи. Большая часть слов, которые делают предложения перегруженными, и есть вода. Точнее, треп, не несущий смысла.
Отличить воду просто: если ее «отжать» смысл текста не изменится. Копирайтеры льют воду по нескольким причинам:
- Им нечего сказать (не разобрались в теме, плохо подготовились, мало информации);
- Пытаются добить количество знаков (без комментариев).
Если автор просто не разобрался — это одно. Возможно, вы не так объяснили. Попробуйте подойти с другой стороны. А когда он намеренно подливает слов, чтобы ему больше заплатили — настоящий трэшак.
Дешевая провокация
Если заголовок хороший — полдела сделано. Он должен привлечь внимание, заинтересовать, но без фанатизма. Кликбейты, заголовки капслоком — плохой вкус. Как запивать швейцарскую шоколадку «Жигулевским».
В заголовке нельзя:
- Врать;
- Перекручивать факты;
- Демонстративно недоговаривать;
- «ШОК! Смотри срочно, а то удалят».
Колхоз
Если описывать деликатно, это что-то вроде отсутствия вкуса, о чем мы уже упоминали выше, и понимания языка в целом.
Хотите пример? Пожалуйста:
«Наша команда является профессиональными специалистами в данной сфере».
Знаете, что проорал бы наш выпускающий редактор, увидев это предложение? Ловите:
«Является? Откуда? С небес на землю? Профессиональными специалистами? Явно не в написании текстов! Данная сфера. Без комментариев. Думаю, она дана вам в наказание».
Если вы такое увидите, сначала посмейтесь, а потом попрощайтесь.
Лень
Точнее даже не лень, а впадляк. И он реально мешает тексту быть крутым. Впадляк вычитать, впадляк прогнать на грамотность, впадляк вообще открыть текст после того, как поставил финальную точку.
Например, кавычки-елочки — общепринятый символ. Но его не так удобно ставить, спасибо раскладке qwerty. Многие используют кавычки-запятые. Их почти не видно, а выглядят они как апостроф на пенсии. Все из-за того, что лень поискать и поставить правильные.
Или (о, опять любимое блюдо нашего выпреда) дефис вместо тире. В 99% случаев его ставят не потому, что отсутствует грамотность и понимание постановки этого знака, а просто потому, что лень, ведь для того, чтобы поставить дефис, нужно просто нажать на заветную кнопку. С тире усилий явно больше.
Сорванные дедлайны, кстати, тоже в этот котел. Вот, лежишь ты, а текст горит. Да и пусть горит. Тебе ж впадляк.
Стиль
У каждой компании есть свой стиль и подача. Если у вас что-то идет вразнобой — повод задуматься. Прямо сейчас. Копирайтер должен уметь перестраиваться под внутренний стиль.
Кстати, это часто происходит не с первого или даже не со второго текста. Конечно, есть и те, кто даже после 150 статей не ловит волну, но здесь уже промах компании — зачем держать плохого сотрудника?
Кто виноват и что делать?
Может показаться, что нормального автора, копирайтера, SMMщика и редактора днем с огнем не сыщешь. Но это не совсем так. Риск столкнуться с откровенно плохим автором есть только тогда, когда вы сильно прокололись на этапе отбора. А остальные отсеиваются по вышеперечисленным критериям после тестового. Как итог: плохих авторов много, но виноваты вы. Вы же делаете выбор.
Мы сами иногда месяцами ищем авторов. Одни — безграмотные, другие — слова в предложения соединяют через то место, на котором желательно только сидеть. Даже копирайтера, который написал основную часть этой статьи, искали несколько недель, делали групповые звонки, объясняли принципы, ценности и вот, наконец, подарили миру материал, который вы только что дочитали.
Нравятся статьи? Следите за нами в социальных сетях:
Instagram: клац
Facebook: клац-клац