Найти тему
Субъективный путеводитель

Заполярный. Как живёт город, где на улицах пахнет серой?

Никель на Печенге начали добывать ещё финны в 1930-е годы, но по итогам войны в 1945 году были вынуждены отсюда уйти. Однако Заполярный, единственный город Печенги (15 тыс. жителей) - целиком и полностью советский проект. Само Ждановское месторождение, крупнейшее на Печенге, было открыто в 1946 году, город основали в 1955, а железную дорогу к нему тянуть начали в 1957. Из Мурманска по ней ещё несколько лет назад курсировал самый северный в мире пассажирский поезд, которым я и приехал сюда.

Ближе к концу пути в живописную природу Лапландии внезапно вторгся чёрный отвал. Пейзаж меняется в одночасье - ещё минуту назад ты ехал среди зелёных гор, и вдруг оказываешься среди выжженной земли и металлических обломков.

-2
-3

Справа тянется дамба, за которой - ядовитая вода отстойников:

-4

Слева - бесконечная цепочка отвалов, образующих настоящий хребет:

-6

Сквозь мутную гарь виден Заполярный - несколько кварталов пятиэтажек на сопке:

-7
-8

Вот появляются три трубы, одна из которых буквально изрыгает струю желтоватого дыма:

-9

Затем триптих распадается, и обнаруживается, что бездымные трубы - обыкновенная ТЭЦ, а дымит горно-обогатительный комбинат:

-10

Поезд прибыл. Вокзал - прямо внутри комбината, вид почти что с подножки вагона:

Точнее, поезду ещё ехать 20 километров до Никеля, но я да ещё один мужичок - последние пассажиры. Путепровод совмещён с заводской галереей:

Станция Заполярная - до города ещё пара километров. На путях примечателен ПЭ2 - рудничный локомотив, таскающий вагоны наверх со дна карьера:

На той стороне - административные здания Кольской горно-металлургической компании и автобусная остановка. Автобуса мы ждали минут 15, и за это время мой попутчик успел меня обнадёжить - ветер дует на город. Потом подошла маршрутка, и старый водитель предупредил, что мой рюкзак может заинтересовать охрану - через несколько минут мы проехали заводской КПП. Проверка выглядела так: угрюмый ЧОПовец заскочил в переднюю дверь, пробежал салон бегом и выскочил в заднюю дверь. Попетляв по городу, маршрутка приехала на автовокзал, а через 10 минут я уже был в гостинице.

Собственно, именно гостиница и была моей главной целью в Заполярном - он стоит на полпути между Никелем и Печенгой, поэтому служит идеальной базой для поездок по этому углу страны. Отель "Печенга" - довольно дорогой, но довольно качественный. Основной контингент - вовсе не командировочные, а туристы - приехавшие на уик-инд финны и норги (так тут называют норвежцев), и едущие в Норвегию мурманчане. Гостиница расположена на главной площади, и на этом кадре - не она:

И надо сказать, толком погулять по Заполярному я как-то не сподобился. Днём - жара и времени нет, вечером - усталость. Да и в сущности, не на что тут смотреть - ну, пара ДК, ну, водонапорная башня, ну, может артефакты какие-нибудь. А в целом - обычный советский город с характерными для Крайнего Севера пятиэтажками без балконов, напоминающими вагоны. Здесь чисто, хорошие дороги, покрашенные дома - но местами попадаются глазницы покинутых квартир. А самое сильное и страшное впечатление Заполярного - здесь на улице пахнет серой.

Заполярный, Никель и расположенный в центре Мурманской области Мончегорск - это и есть Кольская горно-металлургическая компания, ныне дочернее предприятие "Норильского Никеля". В Заполярном медно-никелевую руду преимущественно добывают, в Никеле из нее делают файнштейн (концентрат), а выплавка металла - уже в Мончегорске. Вокруг Заполярного - множество шахт и карьеров:

Я спрашивал и о зарплатах. Местные, конечно, недовольны, и главный предмет их зависти - даже не далёкая и непонятная Москва, а Норильск, где на тех же должностях зарплаты выше вдвое. Правда, признают, что в Норильске даже за такие деньги жить не легче. Что интересно, местные убеждены, что за такую зарплату никто не будет работать не только в Москве, но и во всей Средней России. Наверное, им не случалось бывать в среднерусских райцентрах...

Пейзаж вокруг Заполянрного выглядит странно, особенно в такую жару. То ли тундра, то ли пустыня. В низинах - криволесье, на сопках - обожженная заводскими выбросами тундра:

Местами растительность полностью сожжена:

Кое-где попадаются снежники. Очень странное зрелище: на улице почти 30 градусов, а рядом лежит снег, не успевший растаять с зимы. Впрочем, как мне сказали местные, это не удивительно - сегодня 30 градусов, а завтра ветер сменит направление, и похолодает до нуля.

Между Заполярным и Никелем - последние 20 километров железной дороги. Надо заметить, изначально всё это была второстепенная ветвь от линии Кола-Печенга, теперь же всё наоборот. Более того, ветку Заполярная-Никель построили лишь в 1968 году:

Между городами поезд ходит без остановок (а то и без пассажиров), но развалины каких-то станций есть. На заднем плане - тундра, сожженная пожаром. И такое бывает...

А вот по долине идёт поезд в сторону Никеля. Грузовое движение здесь вполне исправное:

Но у пассажиров куда популярнее автодороги. Из Заполярного и Никель уходит по несколько маршруток утром и вечером с интервалом в полчаса, а днём - раз в 2-3 часа. Вообще, тут довольно много машин - и легковые, и грузовики, и даже такая необычная вещь на российских дорогах, как трейлеры - конечно же, с номерами Евросоюза: норги и финны приезжают сюда на выходные - отдохнуть, отовариваться и выпить по дешёвке, и часто в трейлерах и живут.