Екатерина Цыбульская, Руководитель отдела вознаграждения BASF, а также спикер IX Всероссийского Саммита по мотивации персонала «С&B Russia Summit 2020», рассказала Auditorium CG о том, как текущая ситуация стала триггером изменений в организации работы и как мотивировать и развивать сотрудников на «удалёнке»:
Как пандемия COVID-19 отражается на BASF? Какие меры — краткосрочные или долгосрочные — вы принимаете?
— Пандемия меняет мир. Все компании, люди вынуждены перестраиваться. BASF поставляет продукцию клиентам из разных индустрий: сельского хозяйства, нефтегазовой отрасли, автомобильной промышленности, фармацевтики и так далее – и мы видим, что для одних нынешняя ситуация – это серьезный вызов, а для других – возможность заявить о себе и помочь миру справиться с болезнью, к примеру, продавая продукты для медицины и дезинфекции.
Если говорить об организации работы, мы, как и многие, максимально перешли на «удалёнку». Хотя это и пришлось делать буквально за один день, в целом это была хорошая проверка «на прочность» наших бизнес-процессов. Считаю, что наша компания справилась.
Как пришлось перестроить работу сотрудников?
— В нынешней ситуации массовая «удалёнка» была вынужденной мерой. Если бы я сказала, что всё прошло гладко, это было бы лукавство. Безусловно, первые пару недель основная нагрузка была на IT и HR. Для IT это организация удалённых доступов для всех сотрудников одновременно, чего раньше никогда не было. У HR были другие задачи: перевод на удалённую работу с соблюдением законодательства, организация удалённого документооборота и самое важное – коммуникация с сотрудниками. Нам очень помогло то, что в нашей компании уже была практика удалённой работы, и все документы и процессы, с ней связанные, тоже были. Мы даже делились своей практикой на семинарах и по индивидуальным запросам с другими компаниями.
Что вы считаете самым сложным при переводе сотрудников на удаленную работу?
— Несмотря на то, что возможность работы из дома для наших сотрудников существовала до пандемии, далеко не каждый ею пользовался. Оказавшись в нестандартной ситуации, все мы вынуждены были искать компромиссы между разумными правилами работы из дома, такими как: отсутствие факторов, отвлекающих внимание, и доступность по бизнес-вопросам в течение рабочего дня – и сложившимися обстоятельствами.
Мы в HR старались помочь нашим сотрудникам насколько это возможно: оперативно предложили рекомендации по эффективной организации удалённой работы, организовали вебинары по порядку обращения за медицинской помощью в связи с COVID-19, стали проводить специальные занятия, на которых работники учатся упражнениям для расслабления после окончания рабочего дня и переключаются в «домашний режим». Руководство компании на регулярных общих собраниях рассказывает о развитии ситуации и о том, как мы её преодолеваем. Но беспокойство в связи с ситуацией в стране и мире не проходит. И в этом, наверное, заключается самая большая сложность.
По вашим прогнозам, будет ли после окончания самоизоляции возврат к традиционным методам работы или «удалёнка» будет постепенно их заменять?
— Я придерживаюсь мнения многих HR-ов – моих коллег из других компаний и стран: текущая ситуация стала триггером изменений в организации работы. Действительно, зачем приходить в офис, если можно эффективно работать из дома? Но именно в эффективности и заключается самый большой вызов, связанный с «удалёнкой». Мы решили использовать обстоятельства на пользу нашей компании и сделать выводы на ближайшее будущее. Для этого мы обратились за помощью к нашим сотрудникам и запустили опрос, который поможет руководству компании получить необходимую информацию о том, как каждый из нас оценивает эффективность работы в режиме «домашнего офиса» компании в целом и отдельных подразделений и что необходимо учесть для дальнейшей работы при возвращении в офис.
При этом никаких радикальных решений не принято и в ближайшее время не планируется. Но нельзя отрицать, что многие изменили своё отношение к удалённой работе. Теперь это тренд. Те, кто нашёл в такой работе плюсы для себя, будут создавать спрос. А, спрос, как известно, рождает предложение.
Как вы думаете, что изменится в условиях работы и ее организации после возвращения всех из самоизоляции?
— Я не думаю, что речь пойдет о возвращении всех. Сейчас происходит вынужденная эволюция трудовых отношений. И при правильном подходе к работе «по-новому» это шанс: для сотрудников – гибко организовать свой рабочий день, а для работодателей – сократить затраты на офисные площади. Главное – не торопиться и действовать осмотрительно.
Как и чем мотивировать и развивать сотрудников на «удалёнке»?
— Конечно, сотрудники, работающие удалённо, требуют особого внимания. Но, как я уже сказала, при проявлении гибкости можно добиться большей мотивации и работников «на удалёнке», и офисных. Важную роль, как и всегда, играет руководитель-лидер. Лидеру важно замечать эффективность работы сотрудника и его личный вклад в общее дело, своевременно давать обратную связь и поощрять.
В нашей компании особое внимание уделяется лидерству и культуре обратной связи. Сейчас все программы обучения и развития лидеров и сотрудников мы стараемся сфокусировать на удалённой работе. То же касается и программ признания достижений: работаем над тем, чтобы можно было их применять для большего числа сотрудников.
Какие тенденции, по вашему мнению, будут преобладать в программах мотивации сотрудников после завершения всеобщего карантина?
— Мне кажется, эти тенденции появились не во время карантина, а задолго до него. Я говорю о программах нематериальной мотивации, о целях, ценностях, важности коммуникации. И это не просто слова для руководителей и работников, особенно работающих удаленно.
Над какими планами и проектами вы сейчас работаете?
— У нас в HR всегда амбициозные планы. Помимо программ по лидерству, обучению и развитию сотрудников, работающих удалённо, мы активно решаем задачи, связанные с цифровизацией наших процессов, и собираемся в этом году запустить личный кабинет для работников и руководителей. Это существенно упростит кадровый документооборот, который было непросто организовать, находясь на самоизоляции, и даст возможность оперативно получать необходимую аналитику, помогающую в принятии управленческих решений.
Следующим шагом будет внедрение гибких льгот, но это уже задача 2021 года. В целом мы стараемся «быть в тренде» и внедрять инструменты, помогающие компании в организации «удалённой» работы.
4 и 5 июня лучшие C&B лидеры России и СНГ соберутся вместе, чтобы обсудить новые проекты и наиболее важные вопросы мотивации персонала.
Мы приглашаем вас присоединиться к ним на IX Всероссийском Онлайн-Саммите по мотивации персонала «C&B RUSSIA SUMMIT 2020: Тренды и реалии: подбираем ключ к успеху системы мотивации».
Ключевые вопросы Онлайн-Саммита:
— Эволюция Total Rewards и глобальные тренды C&B. Что применимо к нашей реальности?
— Как совершенствовать C&B процессы через автоматизацию?
— Кафетерий льгот: как вписаться в бюджет и получить наибольший ROI?
— Реализация проектов с искусственным интеллектом и роботизация процессов в C&B
— Запуск и администрирование LTI – программ
— Повышение эффективности инструментами нематериальной мотивации
С подробной программой форума вы можете ознакомиться на сайте
*Материал подготовлен компанией Auditorium Conference Group