Найти тему

Канонизация русских святых: правила, периоды

Все христианские церкви, кроме протестантской, признают, что великие подвижники, жизнь которых представляет из себя образец христианских добродетелей, великие учители веры и благочестия, оказавшие церкви различные услуги своей деятельностью, по кончине своей удостаиваются особенной Божией благодати, и по упокоении своём образуют в будущей жизни особенный разряд — святых людей. Молитвы, возносимые ими к Богу за их земных собратий, угодны Господу, а на земле в свою очередь христиане воздают им особенное молитвенное чествование, окружают их память особенным поклонением. Для того, чтобы это поклонение воздавалось лишь действительно святым лицам и было непогрешительно, — церковь берёт на себя руководство по канонизации святых, узаконивая постановлением высшей церковной власти чествование памяти того или другого подвижника веры и благочестия.

Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века (Киевский национальный музей русского искусства)
Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века (Киевский национальный музей русского искусства)

Русская церковь заимствовала канонизацию святых у церкви греческой. В первобытной церкви, вообще, святыми признавались, во-первых, ветхозаветные патриархи, или праотцы, апостолы и новозаветные мученики — святые уже в силу того, что удостоились быть патриархами, апостолами и пророками.

К IV веку относится установление вселенского чествования всех апостолов, а в одной из проповедей Иоанна Златоуста упоминается и об общецерковном празднике в честь всех святых мучеников, имевшем в первый раз место также в IV веке. В начале пятого века установлены были окончательно церковные празднества в воспоминание событий из жизни Спасителя и Пресвятой Девы и в честь святых не только мучеников, апостолов и пророков, но и преподобных — святых монахов-подвижников и святых отцов церкви. Имена святых, вносимые раньше, по распоряжению местного епископа в диптихи и синодики, выделены были к этому времени в особые сборники — минологии и в русскую церковь перешёл из константинопольской один из таких минологий, изданный в XI в. императором Василием. Почти в полном составе он вошёл в известные «святцы» Киево-Печёрской лавры.

Что касается до канонизации исключительно русских, национальных святых, то главным основанием, по которому начиналось церковной властью дело о причислении того или другого подвижника к лику святых, служил всегда дар творения чудес, проявленный при жизни или по смерти, а также нетление телесных останков.

По канонизации подвижники благочестия признавались святым:

1) местными, в тесном смысле слова, которым назначались чествования только в мрнастыре или церкви, служившей местом их погребения;

2) святыми местными в более обширном смысле слова, то есть чтимыми целой епархией,

3) святыми общецерковными, которым назначалось празднование повсеместно.

Право канонизации святых местных принадлежало главе епархии — епископу с ведения патриарха или митрополита; признание подвижника святым общецерковным принадлежало самому патриарху или митрополиту при участии собора русского духовенства. Епархиальный епископ, получив сведение о чудесах, совершавшихся при гробе почившего подвижника, и о молитвенном чествовании его, воздаваемом усопшему народом, стекающимся к его останкам, и удостоверясь в действительности чудес и нетлении мощей, назначал торжественное богослужение в храме, в котором находились мощи угодника. Затем устанавливалось ежегодное торжественное служение большей частью с каноном и акафистом, составленное вновь для вновь открытого святого, назначаемое на день его кончины или открытия мощей. Составлялось «житие» с описанием чудес, совершённых почившим, удостоверенных формальным дознанием церковных властей.

Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)
Борис и Глеб на конях (икона XIV века, ГТГ)

Телесные останки или мощи святого угодника Божия были износимы из могилы, полагались в храме в особом драгоценном гробе-раке, иногда открытом, иногда находившемся под полом церкви, в склепе.

В истории канонизации русских святых от начала христианства в России и до последнего времени можно насчитать четыре последовательных периода:

1) период от начала христианства в России до Макарьевских соборов,

2) Макарьевские соборы,

3) время от соборов до учреждения святого Синода,

4) время учреждения св. Синода до последних дней.

Первыми святыми Русской Церкви были мученики Борис и Глеб, при крещении получившие имена Романа и Давида, сыновья Владимира Равноапостольного — крестителя Руси, погибшие от руки своего брата Святополка.

Летопись Нестора очень красноречиво рассказывает о многих чудесах, совершившихся на месте погребения св. Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева: на месте, где они лежали, иногда видим был огненный столп, иногда раздавалось пение ангелов. Одному варягу, святотатственно наступившему на могилу святого Глеба, огонь, исшедший из неё, опалил ноги. Во время изнесения тех святых из могил, от гробов их исходило благовоние. Когда митрополит в присутствии князя Ярослава открыл гробы, то тела святых представились присутствовавшим вполне нетленными, «никоея-же язвы не имущи», с ликами светлыми, подобно ангельским. Над мощами святых братьев великий князь Ярослав, по совету духовенства, построил большую церковь о пяти верхах, «росписал её всю и украсил всякой красотою». Празднование памяти святых установлено было на 24 июля, в которое убит был преблаженный Борис.

Н. Надеждин

Продолжение:

Канонизация русских святых до начала XX века