Когда я говорю о том, насколько качественно отличается восприятие информации на английском в ситуациях, когда "я примерно понимаю, о чем речь" и когда "я точно понимаю, о чем речь, потому что четко слышу каждое слово и интонации между слов", - я не говорю, что важно слышать каждое слово с первого раза. И тем более не говорю, что неспособность услышать и понять все с первого раза - отклонение или большая ошибка.
Это нормальный этап. В зависимости от информации, от того, кто носитель информации, от сложности и многослойности смыслов, от акцента - я могу понять или не понять смысл с первого раза - причем даже на своем родном языке.
На своем родном я многие вещи перечитываю и переслушиваю несколько раз, чтобы понять суть.
На английском я делаю так же. Учитывая, что это не мой родной язык, время, нужное для понимания информации, будет отличаться. Когда-то мне нужно было в 4 раза больше времени, чтобы понять ту же информацию на английском. Если была инструкция на всех языках, я искала русский, потому что знала, так будет быстрее. Сейчас мне нужно на пару секунд или пару десятков секунд больше времени, чтобы увидеть смысл на английском. Если я не знаю какое-то слово или контекст, то и несколько минут или десятков минут, чтобы проработать новую информацию.
У меня нет цели услышать каждое слово с первого раза, потому что всякий раз, когда я услышу со второго, пятого или тридцатого - я расстроюсь.
А зачем так обесценивать свой труд?
У меня есть другая цель - разобраться и понять. Для этого мне надо услышать. А с какого раза это получится - уже десятое дело. Я точно знаю из практики, что чем чаще я делаю упражнения и чем больше прорабатываю их до уверенного знания "я точно слышу и понимаю каждое слово", тем быстрее я слышу и понимаю все оттенки смыслов в новой ситуации на английском.
Я вдруг поняла по обратной связи, что люди расстраиваются, когда не слышат с первого раза. Убеждают себя зачем-то, что прослушать 7 раз - это ужасно много. Более того - стыдно столько раз слушать и не понимать!
Я слышу и понимаю очень многое с первого раза, и мне без разницы сегодня, на каком языке читать инструкцию, потому что у меня больше практики, вот и все. И тем не менее, мне не стыдно, когда я переслушиваю какой-то отрывок до дыр.
Зачем со мной соревноваться? Соревноваться с тренером нелогично, я тут осознала.
Зачем соревноваться с другими студентами? В соревнованиях всегда кто-то выигрывает, но для этого кто-то должен проиграть.
В работе над пониманием смыслов, в работе с собственной уверенностью в контексте Listening & Speaking ("я уверен, что понял информацию" и "я уверен, что точно передал информацию на английском") невозможно выиграть или проиграть.
Здесь можно получить новый результат или остановиться на текущем результате. Новый результат - это не конечный результат, когда "я в 100% случаев все-все слышу и понимаю с первого раза". Он постоянно новый.
Когда я понимаю, что мне надо переслушать, чтобы понять, я радуюсь и потираю ладошки: "О, я нашла то, чего я еще не знаю! Интересно, что это?". И я слушаю столько, сколько нужно. Мне нужно.
И если честно, мне нет дела, много это или мало, и что скажут люди. Мне интересно понять.