Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь свободного обзора на канале. Хочется поговорить о кино. Кино времени «развенчания и ниспровержения», обличения социальных пороков, обновления и т.п. Кино времени социализма «с человеческим лицом». Когда цензура перестала довлеть над кинематографистами, а финансирование от государства оставалось. Режиссерам не нужно было подстраиваться под коммерческую окупаемость (тогда еще никто не знал и не задумывался над всем этим). Казалось бы, именно в таких условиях должны появится шедевры. Фильмы – обогатившие бы отечественный кинематограф. Увы и ах. Не сложилось. Через несколько лет вся проблематика перестроечного кино забылась. Даже самых лучших фильмов, снятых в то время.
Порассуждаю на тему главных посылов этих фильмов, выскажу свое субъективное мнение. На примере нескольких не самых последних образцов того времени.
«Криминальный талант». Реж. С. Ашекнази (1988)
Отличный и очень своеобразный детектив о советском следователе прокуратуры Сергее Рябинине, расследующим уголовное дело, подозреваемой в котором, стала талантливая мошенница и аферистка Александра Рукояткина. Актеры Алексей Жарков и Александра Захарова великолепно сыграли тандем: «следователь, нормальный мужик, исполняющий свои обязанности» - «талантливая молодая преступница, умеющая играть на чувствах людей». Лично мне, очень понравилась игра Жаркова. Особенно, по сравнению с тем, как сейчас подают в многочисленных сериалах сотрудников правоохранительных органов: или рыцари без страха и упрека, или отвратительные упыри. Без полутонов. А тут нормальный человек.
Фильм как детектив шикарен. Но есть в нем и социальный подтекст. Главная героиня работает в на суконной фабрике, учится в ПТУ, живет в обшарпанном общежитии. Так сказать, судьба лимитчицы в условиях суровой советской действительности. В некоторых моментах Саша вызывает чуть ли не сочувствие, она лишь пытается вырваться из круга беспросветности и бедности. Режиссер грамотно развивая тему, мелкими штрихами создает для зрителя суть действительности. Так, коллега предлагает записаться Рябинину в списки на дефицитную курицу. Ну и все в таком плане. Может быть, на короткое время того зрителя и могло зацепить такое. Однако, с высоты нашего времени видится иное. Во все времена, во всем мире, за исключением может быть пары стран, вроде Швейцарии, Новой Зеландии и Норвегии, есть депрессивная провинция. И людям там найти себя тяжелее, чем в крупных городах. Больше шансов, что они будут мыкаться. У меня отец родом из деревни, его родители очень простые люди, с начальным образованием. Семья многодетная. Учился он в простой советской деревенской школе. Это не помешало после окончания школы поступить в институт, получить диплом инженера, стать в дальнейшем офицером. Наоборот, в советской действительности – социальные лифты имели место быть. Хочешь выучится – пробиться, бесплатное образование, работа и т.п. Не сочувствовал Александре Рукояткиной. При все при том, что не идеализирую наше прошлое.
«Маленькая Вера» Реж. В. Пичул (1988)
Жизнь обычной советской семьи в провинциальном городе. Родители вкалывают за копейки, консервируют банки с соленьями, испытывают многочисленные бытовые проблемы. Дочь бесцельно прожигает свою жизнь, как и многие молодые люди - ее сверстники. Создатели фильма делают акцент на унылости, бедности и ограниченности советского быта. Безнадеги. Тоски. В фильм вводится зять – избранник Веры. Скандалы. Ссоры. Конфликт поколений. На это накладывается пару сцен, которые в то время могли шокировать. Наверное, по мыслям съемочной группы, советские люди должны в семье Марининых увидеть самих себя. Вот такой нехитрый коктейль.
Сколько прожил на свете, до сих пор не пойму смысл «Маленькой Веры». Молодежь всегда бесилась, во все времена, даже в самые целомудренные. Всегда отличалась крайностью взглядов. На то и молодежь. В том числе с ее нигилизмом и цинизмом. Ребят, я вот в девяностые взрослел. Так там мы все такие маленькие веры были. Или сережи (ее избранник). Еще жестче все было. Прошло время, настала взрослая жизнь. Мои сверстники живут по-разному. Есть те, кто выбился в «солидные люди». Есть – обычные обыватели, со всеми трудностями и радостями. А есть несколько человек, кто жизни своей не построил и все эти годы живет также, как жил подростком и юношей. Пару таких знаю. Даже запомнил фразу одного компаньона юности по молодецким забавам при случайной встрече – «меня микрорайон не отпускает». Куда не отпускает?! Чего его не отпускает?! А ведь можно на основе его жизни целый «Левиафан» снять. И три «Маленькие Веры».
Ладно бы создатели фильма хотели показать конфликт отцов и поколений, этакую семейную драму. Или кино было бы про выбор в жизни Веры, как она тянулась к Сереже, а он ее обманул. Или как она сурово закалилась и стала взрослой. Такое кино совсем не мое, но имеет право на жизнь. Авторы же занялись обличением советской действительности.
Я немного застал тех времен. Не было конечно интернета, суши-баров и всяких разных пати. Но, прошу прощения у читателей, за примеры своих родителей – они у меня, например, в театр ходили, в кино нас малых с братом таскали, в парк, на речку, в кафе. Ездили на рыбалку и за грибами. Читали книги. Все было доступно. Опять же, не хочу приукрашать наше прошлое. Но и то, как показано в «Маленькой Вере» - просто неумно, неуклюже.
Слушайте, ну даже если отталкиваться от советских банок, закруток, огородов и т.п. У меня бабушка смородину и вишню растила и продавала на базаре. Неплохо так зарабатывала этим в сезон. Откладывала. Правда потом все накопления сгорели – спасибо Егорушке Гайдару. Но то такое, другой разговор. Я к тому, как даже тема бедности нелепо показана в «Маленькой Вере».
Планировал данный обзор как подборку пяти перестроечных фильмов самых разных жанров, включая, например, «разоблачительное» кино про ВОВ «Война на западном направлении». Написал про два фильма и… практически заполнил объем статьи, максимально дочитываемый на платформе Дзен. К сожалению, у длинных обзоров есть проблемы с продвижением алгоритмом. Пусть уже будет мои мысли по поводу этих двух фильмов. Выберу время, просто сделаю подборку из 10 – 15 фильмов перестроечного времени.
В принципе, надеюсь читатель понял, что я хотел сказать в этом обзоре. Многие позднесоветские фильмы были очень неплохи по качеству. В них играли хорошие актеры. Снимали знающие свое дело режиссеры. Сценаристы умели написать интересные сценарии. Однако, чрезмерная критика всего и вся советского, строя, государства, образа жизни, людей и пр., портила то кино, делало его однодневной агиткой, теряющей ценность через несколько лет, когда смыслы времени круто поменялись.
Советская действительность не была беспроблемным светлым раем, как некоторые сейчас представляют то время. И бытовые проблемы (дефицит, затем карточки) и превращение многих идей социализма в догму и набор лозунгов были. Все это было. При всем при этом, большинство людей жило нормальной жизнью. Во всех смыслах. У перестроечных деятелей искусства выходило несколько по-другому.
Можно было по-иному? Конечно. Снимали фильмы самых разных жанров, где затрагивали в том числе и проблемы времени. Таков к примеру, отличный детектив с Александром Абдуловым «Гений». По моде времени, советская действительность толкает главного героя на путь благородного жулика. Однако, сделано это без перегибов, не бросается в глаза. Какие-то откровенно сатирические мотивы есть и в популярной тогда трагикомедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты». Рязанов прошёлся и по быту и по нравам. Получилось все же без лишнего нагнетания ненужных страстей.
На этом на сегодня все. Всего доброго.