Кризис стал своего рода катализатором эволюции. Он сделал невозможным возврат к прежним формам работы. Теперь уже глупо задавать вопрос: «готовы ли вы к переходу на цифру?». Жизнь заставила. И те, кто переходит на цифру поневоле, оказываются в проигрышной позиции. Лучше справляется с кризисом тот, кто был ещё до вируса впереди по степени автоматизации процессов. Тот, кто смог наладить эффективную организацию труда до пандемии. Даже государство было вынуждено двинуться в сторону сокращения бумажного оборота и физического присутствия граждан для оформления документов. И даже в святая святых, в сфере HR. Раньше это сдерживало автоматизацию кадрового документооборота и в целом R2R-процессы, теперь — нет.
Изменилась организационная структура. Не формальная, но фактическая. Появились новые команды: временные, гибкие. Отличающиеся от утвержденного штатного расписания. Причём, прямо сейчас меняются «правила игры». В частности, нормы управляемости. Если раньше золотым олдскульным стандартом было правило, что на одного руководителя должно приходиться 7 подчиненных, то сейчас едва ли кто-то стремится его соблюдать.
Барьеры, сдерживающие развитие кросс-функционального взаимодействия, рухнули. Благодаря чатам и возможностям онлайн коммуникации. Так, например, если раньше количество участников совещания ограничивалось количеством стульев в переговорке и необходимостью командирования сотрудника, то теперь таких ограничений нет, и информация может быть мгновенно горизонтально донесена до ключевых специалистов смежной функции, без подключения долгой бюрократической цепочки согласований через “верх”. Это меняет правила регулярного менеджмента и ставит вопрос о необходимости новых ролей — фасилитаторов и скрам-мастеров, — для повышения эффективности работы коллегиальных органов управления.
Продолжение следует.
Буду рад, если вы поделитесь своими наблюдениями по этой теме. Какие открытия к вам пришли во время самоизоляции?