Найти в Дзене

Речевое развитие детей от 0 до 1 года

Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для развития систем мозга и психической деятельности, которые связаны с формированием речи. Крик новорожденного извещает о его появлении на свет. Все дети кричат одинаково. Это врожденная реакция, не зависящая ни от пола ребенка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать. Уже на 2-3- месяце жизни можно различить, по крайней мере, два типа крика: «голодный крик» и крик, свидетельствующий о боли. Типы крика различаются по составляющим звукам и ритму. Описать различия трудно, тем не менее, мамы их прекрасно различают. Позже прибавляется крик, функция которого – привлечение внимания взрослых.

Около двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки. Это гуление, называемое так по сходству со звуками, издаваемыми голубями. К трем месяцам гуление достигает максимума. Его характер и продолжительность зависит от реакции мамы. Если она положительно реагирует на издаваемые ребенком звуки, улыбается в ответ, повторяет их, гуление усиливается, приобретает все более эмоциональный характер. Гуление, не поддерживаемое домашними, постепенно сходит на нет, затухает. Это первые диалоги мамы и ребенка.

Следующая стадия – лепет. Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода, иногда раньше, иногда позже. Сначала он издает короткие вокализации, постепенно лепет усложняется. Здесь ни о каких словах говорить не приходится, даже в тех случаях, когда есть внешнее подобие (что-то вроде МА-МА или БА-БА), так как звуковые комплексы не связаны со смыслом. Лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка, о его хорошем настроении. После 8-ми-месяцев часть лепетных звуков утрачиваются. К концу первого года жизни появляются первые слова. Наблюдаются различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что первые слова у девочек появляются раньше, примерно на 3 месяца.

То есть, период от 0 до года является подготовительным к речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов; отрабатываются интонационные структуры, формируются предпосылки для развития фонематического слуха.

Мамы, поддержите ребенка в этот период. Как можно больше разговаривайте со своим малышом, даже если вам кажется, что ребенок вас не понимает.