Эти два американских фильма были официально куплены для советского кинопроката (правда, с 10-летним опозданием, но такое бывало нередко). Один из них был дублирован на русский, другой - субтитрован. Но что интересно, официально они в кинотеатрах СССР не выходили. Их "крутили" на т.н. "закрытых" просмотрах, наряду с ворованными фильмокопиями.
Этот факт, как я выяснил, нигде в Интернете не упомянут, поэтому придется поделиться личными воспоминаниями...
"Инцидент" (1967)
Этот фильм еще иногда называют "Случай в метро". Это - киноверсия телекороткометражки, которая в свою очередь была экранизацией театральной пьесы.
Сюжет прост. Двое отморозков в вагоне метро во время долгого перегона начинают приставать (или, используя уместный тут слэнг, "прикапываться", "докапываться") к пассажирам. Те, подобно стаду овец, покорно терпят издевательства. Наконец, когда один хулиган начинает цепляться к маленькой девочке, не выдерживает один - солдат (причем, раненый, с загипсованный рукой), и довольно быстро ставит подонков на место.
Фильм снят на ч\б пленку, в нарочито реалистичной манере. (Хотя, как признавались авторы, им не удалось договориться с метрополитеном, и большинство сцен они снимали в где-то добытом отдельном вагоне, имитируя движение).
В фильме всего два известных актера (причем оба, что характерно, из актерских династий). Одного из налетчиков играет молодой Мартин Шин, будущий отец актеров Чарли Шина и Эмилио Эстевеса.
А героя-солдата - Бо Бриджес, сын актера Ллойда Бриджеса и брат, соответственно, Джеффа Бриджеса.
Что же так напугало наших "блюстителей", что они решили "спрятать" этот фильм, и показывать его лишь "допущенным к столу", так сказать? Ведь он зло обличал пороки буржуазного общества, в нем не было ни секса, ни натуралистичного насилия... Но штука в том, что ситуация в нем была пугающе похожа на любое общество, зараженное страхом. Советское - в особенности. Каждому случалось стыдливо отводить глаза, не лезть, не вмешиваться... Стыд и страх - вот что испытывали зрители. И чем меньше будет таких зрителей - тем лучше, решили наши "Неизвестные Отцы"...
"Рожденные неприкаянными" (1968)
Об этом фильме многие слышали, его крутили так же полуподпольно, часто п\н "Подонки". Это фильм модного в те годы "байкерского" направления. После почти авангардного "Беспечного ездока" и вполне коммерческих "Диких ангелов", такие фильмы про мотоциклетные банды в Америке стали печь, как горячие пирожки.
Этот фильм был, что называется, независимым, исполнил главную роль в нем Том Лафлин, и он же поставил его, в титрах скрывшись под псевдонимом Т.С.Фрэнк.
В типичном маленьком американском городке жителей терроризирует заезжая банда байкеров "Рожденные неприкаянными". Они избивают тех, кто подвернется, насилуют симпатичных девушек... На свою беду они нарываются на вьетнамского ветерана, индейца по национальности, Билли Джека, и тот, расчехлив дробовик, расправляется с ними...
В финале Билли Джека, тяжело раненого, увозят с "поля боя". Открытый финал позволил Тому Лафлину вернуться к своем герою, и снять еще несколько фильмов - "Билли Джек", " Билли Джек едет в Вашингтон", и "Процесс над Билли Джеком". Как всегда, ни одно продолжение не имело того резонанса, как первый фильм.
Среди актеров - всего одна звезда. Это вышедшая в тираж Джейн Рассел, некогда блиставшая в вестерне "Вне закона" и мюзиклах "Джентльмены предпочитают блондинок" (в паре с Мэрилин Монро) и "Джентльмены женятся на брюнетках" (уже без нее), а тут сыгравшая мать одной из изнасилованных девушек.
Ну, здесь причину невыпуска фильма на широкий советский киноэкран определить легко. "Дурные примеры заразительны" - так решили наши цензоры, которым было не впервой запрещать, перекрывать дорогу фильмам, рассказывающей о неких контркультурах, альтернативах. Так, практически не было на экранах СССР западных рок-групп (кроме "О, счастливчик", пожалуй). Когда была официально запрещена борьба каратэ - сразу вырезали все такие эпизоды из наших фильмов (которые сначала лихорадочно вставляли, подчиняясь моде), некоторые фильмы ложились на полку (типа "Семь похищенных женихов"). Кстати, лидером упомянутых закрытых просмотров был японский костоломный фильм "Сестра уличного бойца", более известный, как "Леди каратэ". Его никогда не покупали, но все о нем слышали, а некоторые - видели...
К тому же тема "вьетнамского синдрома" тоже считалась скользкой, а тут она была подана с явной симпатией. Вскоре советским людям предстояло пережить аналогичный "афганский синдром", и появятся фильмы с нашими доморощенными Рэмбо и Билли Джеками...
В эпоху гласности оба фильма выпустили наконец. Но поезд ушел. В особенности поезд метро - "Инцидент" уже не вызывал интереса. "Рожденных неприкаянными" тоже не особо смотрели - прежде всего потому, что у нас не любили (и до сих пор не любят, судя по каментах на торрентах) субтитрованные, недублированные фильмы... Как говорится, "дорого яичко к Христову дню"... А когда фильм покупают через 10 лет после его создания, а выпускают еще через 10 лет... Это практически убийство кино...