...Когда и каким кочевым народом была изобретена юрта, теперь уже точно никто не скажет. Известно, что юрты были у гуннов, а дальше след юрты теряется в глубине веков. Юрта - это просто порождение Великой Степи, как изба - порождение русских лесов и морозов. Само слово "юрт" значит просто "дом" (причём не тот, который "house", а тот который "home"), и например у татар обозначает селение. Собственно юрту в нашем понимании татары и башкиры называют тирме, казахи - кийиз-уй ("войлочный дом"), киргизы - боз-уй, монголы - гэр... Вернее, гэр - уже не совсем юрта: как вся Великая Степь делится на тюркскую и монгольскую половины, отличающиеся примерно как Северная и Южная Америки, так и юрта бывает двух типов - тюркская и монгольская. Тюркская, говорят, совершеннее (впрочем, где ж это видно, чтобы тюрок своё не называл лучшим в мире?!) - её свод представляет собой купол из загнутых жердей, в то время как свод гэра - плоский конус из прямых жердей, поэтому тундук (потолочное окно) поддерживают вертикальные опоры, сильно утяжеляющие монгольскую юрту. Гэр, на мой взгляд, красивее - но тюркская юрта легче и просторнее.
Посмотреть, как делают юрты, мы заехали в деревеньку Кызыл-Туу. В её центре есть особый двор, куда детали юрт свозят мастера из других домов. Столяр Ильяс (в кепке), который накормил нас в своём доме и привёз сюда, приветствует хозяина характерным для Средней Азии рукопожатием "в четыре руки". За дверью справа сложено несколько разобранных юрт:
Юрта, которую сейчас будут собирать - самая маленькая, "на 35 головок" (то есть жердей), по сути двухместная. Одному человеку на её полную сборку требуется около двух часов, а вчетвером управились менее чем за полчаса. Основные элементы каркаса, слева направо - складные стенке кереге (по-русски обычно говорят "крылья"), жерди уук и купол тундук.
Традиционно юрты ставили входом на восток, видимо чтобы чабанов будило восходящее Солнце. Монгольские юрты обычно ориентировали на юг. Установка начинается с раскладывания крыльев. Справа - ширдаки, многослойные войлочные ковры-аппликации, основа юрточного интерьера. Здесь ими украсят не пол, а стены:
Установив крылья, их замыкают босого (дверным проёмом) - который, возможно, как раз Ильяс и делал. В юртах бывают как капитальные двери (даже двустворчатые), так и войлочные пологи.
Все крепления - на завязках, но тут же и выверенная тысячелетиями эстетика:
Связывают крылья друг с другом и с дверным проёмом, обвязывают как бы ремнём (тегирич) снаружи. А Ильяс держит в руках тундук: его установка - самый сложный момент сборки юрты:
Вернее, вчетвером-то ничего сложного, а вот если бы рук и соответственно жердей, которыми его подняли, было меньше?
Подняв тундук на минимальных трёх жердях, устанавливают и остальные жерди:
Привязывают к крыльям довольно нехитрым способом:
Затем готовый каркас начинают "одевать". Сначала вот этот "воротник" (туурдук) - одна жердь не идёт в каркас, а используется для установки обшивки:
Почти голая юрта:
Система завязок лишь на первый взгляд кажется сложной - вблизи всё абсолютно понятно, и привязывать жерди к крыльям даже я научился попытки с третьей (при том, что мне и шнурки-то завязать бывает непросто):
Оборачивают следующий туурдук:
Чий - циновка, которая служит "подкладкой" между крыльями и войлоком:
Ещё один чий - часть дверного полога:
Дверных дел мастер входит в дверь:
Дальше юрту оборачивают собственно войлоком - чудо-материал из валяной шерсти, очень плотный, мягкий и лёгкий. Юрта хорошо держит ветер и дождь, но так как войлочная стенка всё же достаточно тонкая - без подогрева изнутри быстро остывает.
Убранство юрты удивительно красивое, и даже не верится, насколько простыми средствами оно создаётся:
Вид с земли на тундук. Для степняков, особенно в эпоху тенгрианства, он был практически алтарём, олицетворяя и окно к Богу, и общее небо. Юрта делился на 4 части: напротив входа - тор, этакий "красный угол", где сидели самые почётные люди (гости, старики) и лежали самые ценные вещи, слева и справа - мужская и женская половины соответственно (где были не только лежанки, но и соответствующая утварь), а у входа хранилось конское снаряжение. В юртах раньше был очень сложный этикет, от вполне закономерных вещей (скажем, в юрту нельзя входить с оружием, меч или ружьё полагалось оставить у входа) до чистых поверий (скажем, очень не к добру считается споткнуться у входа). Нельзя было переступать через очаг или обходить его полным кругом. Юрты (видимо, как раз такие, двухместные) ставились для молодожёнов, в юрте же три дня отлёживался покойник, к которому родня приходила проститься и убедиться, что его смерть - не пустые слухи (ведь поводов сложить голову у степняка хватало). Сейчас ко всему этому отношение проще, и очаг заменила печка-буржуйка.
Почти готовая двухместная юрта:
Осталось её украсить - в прошлом такие штуки явно имели магическое значение, сейчас же просто дань эстетике:
Низенькая дверь - не только помогала сберегать тепло, но и не давала войти в юрту без поклона. А вот хозяйские дети, которые крутились тут всё это время:
Юрта готова! У четырёх человек от начала до конца процесс занял 27 минут. Немногим сложнее, чем поставить палатку, а вот уюта внутри гораздо больше. Мне кажется, юрта могла бы пригодиться и автотуристам (в рюкзаке не потаскаешь - всё же 250 килограмм). Хотя с этой позиции большой размер - и плюс (комфортнее), и минус (дыханием не нагреешь). Да и более крупные юрты собираются дольше, сборка юрты "на 120 головок" у этих людей занимает около двух часов, а в одиночку с ней и день провозиться можно. Однако применение юртам находилось самое разное: скажем, в Казахстане в годы индустриализации (которой там руководил в войну и послевоенные годы казах-геолог Каныш Сатпаев) юрты ставились зимой над буровыми машинами, которые иначе не выдерживали морозного ветра, а так - нагревали воздух в юрте теплом своих моторов. Юрты служили времянками - хоть для отдыха, хоть для ЧП. В советское время была даже промышленная юртостроительная фабрика в казахстанском Уштобе. В современной Монголии юрты - обычный способ решения "жилищного вопроса", даже в больших городах: поставил юрту во дворе и живи. В общем, юрта выдержала испытание временем.
Однако тут - капитальный дом в аиле, и юрта во дворе только место занимает. Её собирали специально для нас, и простояла она от силы минут 10-20. А дальше хозяева начали её разбирать:
Но чтоб был ясен масштаб - вон тот огромный тундук на заднем плане двух прошлых кадров всего лишь на 75 головок, то есть 120-жердевая юрта размером с неплохой дом. Всему процессу сборки-разборки добавлял колорита здоровенный индюк на заднем плане.
-О, распушился! Токует!
-Как-как ты сказаль? Индюкует?!
А юрта почти разобрана. На её разборку ушло 12 минут:
Но знаете, что тут особенно впечатляет? Когда разбирают дом, смотреть на это всегда грустно. И здесь на это тоже было грустно смотреть... но разумом-то мы понимали, что её не ломают, а просто переводят из одного состояния в другое и рано или поздно непременно соберут вновь. Юрта - сама по себе философская штука, дом-космогония степняка.
В завершение процесса хозяйский сынишко побежал возвращать индюка с неба на землю: