Найти тему

Изобретая будущее

Без откровения свыше народ не обуздан,
а соблюдающий закон блажен
Царь Соломон

Недавно в самолете встретил очень известного и успешного бизнесмена, занявшего место в салоне эконом-класса.

Думаю, что несмотря на сложность ситуации, имеющихся денег у него было более достаточно, чтобы лететь привычным ему «бизнесом». Было очевидно, что это не было PR-ходом, попыткой обмануть кредиторов или показательным истязанием себя за допущенные просчеты. Прочитав мое удивление, он сказал: "Я очень хочу запомнить раз и навсегда полученные за последнее время уроки, и очень боюсь, что когда станет все хорошо, я не забуду их, как уже бывало не раз".

За более десяти лет участия в разработке стратегий развития различных компаний, мне посчастливилось увидеть, как собственники и менеджмент компаний прошел несколько стадий в отношении управления будущим — от всепоглощающей эйфории, до непрошибаемого скепсиса. И в какой-то момент создалось впечатление, что запрос на стратегический консалтинг вообще стал носить формальный и поверхностный характер, и разработка стратегии стало скорее ритуалом, рутинной необходимостью и больше поводом для коллективной медитации о будущем.

К удивлению, в отличие от начала предыдущего кризисного периода, сейчас приглашения разработать стратегию стали более прагматичными, конкретными, более зрелыми.

Возможно, на это повлияло понимание, что будущее уже не будет прежним. Будущее уже наступило, и черты этого будущего определяются теми фактами, которые мы считаем важными и существенными.

Сознание лидеров и руководителей на разных уровнях управления, определяют тенденции и нашу реальность. Особенно это очевидно, когда общаешься с бизнесменами, которые слишком много времени проводят в бизнесе и слишком мало в работе над ним. Для того, чтобы работать над бизнесом нужно представить каким он будет в будущем, какой будет внешняя среда через год или пять лет - видеть процессы и результаты в динамике.

Масштаб руководителя определяется его горизонтом понимания будущего. Парадокс в том, что успешные руководители прекрасно понимают — будущее нельзя предвидеть, его нужно создавать. Создавать каждый день, уделяя будущему достаточно времени, чтобы его приблизить. Перед тем, как приступить к разработке стратегии компании они начинают с анализа распределения времени тех, кто предположительно будет участвовать в ее создании и реализации. Этот анализ показывает насколько готов менеджмент к серьезным преобразованиям или он уже совершенно не способен вырваться из рутины, привычек и ограничивающих убеждений.

Сейчас такие понятия, как виденье, миссия, большие амбициозные цели, корпоративная культура, методы и инструменты стратегического анализа вызывают скорее снисходительную улыбку у топ-менеджеров, а не становятся поводом для жарких дискуссий внутри компании. Все это существенно ослабляет возможности компаний быстро адаптироваться, готовить новых лидеров и создавать сильные команды, способные быстро адаптироваться или создавать новые тренды.

Возможно создание стратегии путает собственников и руководителей. Они боятся, что она может не понравиться сотрудникам, партнёрам и они обвинят их в некомпетентности. Избежать этого страха можно путем вовлечения команды, партнёров и даже конкурентов в процесс разработки вашей стратегии. Говоря о конкурентах, я говорю вполне серьезно. Любая стратегия, должна быть основана на анализе будущих действий других участников. Одним из самых простых способов вовлечения новых участников в разработку стратегии является стратегический диалог. Разрабатывая стратегию и вовлекая в этот процесс других нам следует исходить из принципа динамической незавершенности стратегии, суть которого дать возможность другим участникам доработать стратегию с учетом динамики будущего и их понимания этого будущего.

Принцип динамической незавершенности предполагает, что стратегия должна дорабатываться по мере ее реализации. А в этом процессе нужна особая дисциплина, дисциплина – помнить каждую секунду о том, чего ты хочешь, куда ты стремишься. Успеха в реализации стратегии добиваются те, кто способен проявить упорство в течение длительного времени несмотря на препятствия, создаваемые конкурентами и медленную перестройку вашей компании.

Успех для многих компаний — это череда небольших событий, созданными несколькими людьми на протяжении длительного времени, при чем каждое событие базировалась на предыдущем.

Дело не в том, что люди не видят решения, дело в том, что большинство не видят возможностей. Разрабатывая стратегию смотрите вперед и рассуждайте в обратном порядке. Суть этого подхода в том, что мы, поставив цель, начинаем формировать наши действия в обратном порядке — от цели которую хотим достигнуть, а не от исходной ситуации в которой находимся.

Этот метод очень хорошо себя зарекомендовал, когда нужно снять ограничения, связанные с текущим положением дел и активизировать команду на поиск возможностей, чем, в сущности, и является стратегия.

Пиши ваши комментарии и вопросы. Ставьте дизлайки и лайки. Подписывайтесь!

Искренне Ваш, Мурат Нурпеисов!