Понятие «индекс губной помады» ввел в оборот в 2001 году Леонард Лаудер, глава всемирно известной косметической компании из США «Estee Lauder». Тогда, после терактов 11 сентября, в американской экономике начался хаос. Убытки страховых компаний составили 40 миллиардов $. Нью-Йорк за короткий период времени потерял 430 тысяч рабочих мест. Курс доллара по отношению к евро и иене упал. Цены на нефть выросли.
Однако продажи губной помады в 2011 году неожиданно увеличились на 11%. И Леонард Лаудер был первым, кто заметил связь между приходом экономического кризиса и ростом спроса на косметику. Позже исследователи подсчитали, что всплеск продаж косметики наблюдался в США в 30-х годах прошлого века, когда эта страна преодолевала последствия самого масштабного экономического кризиса — Великой Депрессии.
А что у нас?
Российские экономисты также подметили аналогичную тенденцию. В 2008 году, несмотря на общее падение производства, спрос на губную помаду в денежном выражении вырос на 4%. В 2014 году, когда рубль по отношению к доллару обесценился в 2 раза, сильно просел рынок одежды и обуви. Однако объем продаж косметики при этом не изменился.
Впрочем, за примерами далеко ходить не надо. К нам уже пришел новый кризис. В результате эпидемии нового вируса в течение 2-х месяцев не работало множество предприятий. Малый бизнес оказался на грани разорения, тысячи людей потеряли доход.
Но, несмотря на введенную самоизоляцию и масочный режим, в апреле 2020 года спрос на помаду в интернет-магазине Wildberries рос на 70-80% в неделю. На Ozon в апреле продажи косметики увеличились на 47%, на Lamoda — на 60%. На «AliExpress Россия» в мае 2020 года показатели продажи губной помады выросли на 65% по сравнению с апрельскими.
Совпадение? Не думаю.
Что показывает нам «индекс помады»
Так почему с приходом в экономику кризисных явлений падает спрос на автомобили, бытовую технику, украшения, даже одежду и обувь, но растут продажи косметики? Ответ здесь прост и, не очень приятен.
Дело в том, что женщинам всегда хочется выглядеть привлекательными. Однако в период финансового кризиса средств на то, чтобы покупать модную брендовую одежду и стильные аксессуары, недостаточно. Поэтому представительницам прекрасного пола, чтобы обратить на себя внимание мужчин, приходится прибегать к более бюджетным решениям. И вместо того, чтобы приобрести себе новое платье, приходится покупать новую помаду.
Но это не точно
Конечно, «индекс губной помады» не является таким же точным индикатором состояния экономики, как, например, S&P 500 или индекс МосБиржи. Строгого научного обоснования он под собой не имеет. Как только выросли продажи косметических средств, это еще не значит, что в экономике наступил кризис. И наоборот, приход кризиса — это не точный сигнал для производителей косметики, что нужно наращивать объемы производства (чтобы удовлетворить возрастающий спрос). Ведь женщины могут неожиданно обратить свое внимание и на другие бюджетные альтернативы высокой моде (например, на броскую бижутерию).
Кстати, во время кризиса 2008 года спрос на продукцию Estee Lauder сократился на 6%. А ведь глава именно этой компании всего 7 лет тому назад и придумал соответствующий индекс.
Однако общий вывод из сказанного все равно остается грустным. Во время финансового кризиса из-за нехватки средств всем придется искать более бюджетные альтернативы.