Продолжаем разбирать понятия патентного права и маркетинга в алфавитном порядке. Очередь дошла до буквы Е, вернее на ее провокационном варианте буквы Ё.
Выбор остановили на двух ярких кейсах из практики – «Ёшкин кот» и «Ё-МОЁ», которые рассмотрим. Читайте и узнаете, зачем выбирать такие необычный названия, а самое главное, к чему это приводит.
Рассмотрим кейс «Ёшкин кот».
Это необычный кейс, выбранный для того, чтобы продемонстрировать как один товарный знак или схожий в части, например, в словесной или изобразительной, может принадлежать разным правообладателям.
Это возможно, если классы международной классификации товаров и услуг (МКТУ) вашего товарного знака не пересекаются с классами конкурента.
Классы МКТУ можно рассмотреть по аналогии с кодами ОКВЭД, которые указываются при регистрации ИП или юридического лица. Коды ОКВЭД определяют, чем именно будет заниматься ИП или ЮЛ, в то время как классы МКТУ определяют, совокупность товаров и услуг, для обозначения которых будет использоваться товарный знак.
В данном кейсе товарный знак, зарегистрированный одним правообладателем, в последующем был разделен и частично продан другому правообладателю. В последующем каждый из них осуществлял использование товарного знака вне зависимости друг от друга и без нарушения прав.
В период действия товарных знаков была подана заявка на товарный знак в виде этикетки "Ёжкин кот". Этикетку зарегистрировали, так как правообладатель первого товарного знака "Ёшкин кот" не продлил свою регистрацию. Если бы продление состоялось, этикетка могла получить отказы в регистрации, поскольку даже при хорошей выборке классов МКТУ, есть риск противопоставления.
Выводы:
1. Не удивляйтесь, если встретите аналогичные названия товарных знаков у разных правообладателей. Все дело видах товаров и услуг, сфере, где они действуют. Посмотрите, по каким классам можно зарегистрировать товарные знаки на ресурсе www.mktu.info
2. Если желаемое наименование для товарного знака зарегистрировано за другим правообладателем, не отчаивайтесь. Можно провести переговоры и выкупить товарный знак в отношении интересующих вас классов МКТУ. Второй вариант - аннулировать противопоставленный товарный знак в силу его неиспользования.
3. Если вы правообладатель товарного знак, который не используете, оцените возможности "продажи" такого товарного знака или его части, чаще всего, такие сделки выгодны и для правообладателя и для приобретателя прав.
Обозначение «Ё-МОЁ»
Бренд «Ё-МОЁ» (категория – мороженое) в ходе делопроизводства столкнулся с отказом в государственной регистрации товарного знака.
Изображение персонажа с элементом «Ё-МОЁ» был признан экспертизой Роспатента как сленговое (жаргонное) слово, которое противоречит принципам гуманности и морали.
В аргументации своей позиции экспертиза привела определение из словаря русской брани (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г.): элемент «Ё-МОЁ» представляет собой жаргонное вульгарнопросторечное выражение, является эвфемизмом нецензурного ругательства и относится к ненормативной лексике.
Однако, заявителя это не остановило и он выразил свою позицию защиты, доказав, что данное слово не является ругательством и грубым по своей сути, а словари не успевают за развитием и изменениями в современном языке. Также доводами были - позитивное впечатление потребителя и нейтральная смысловая нагрузка.
В итоге, по факту защиты в Палате по патентным спорам товарный знак был зарегистрирован.
Итак:
1. Если вы выбираете в качестве товарного знака слова, которые однозначно нельзя отнести к нормативной лексике, будьте готовы к защите.
2. Выбирая необычный неймы в качестве средств индивидуализации, не забывайте о проверке на юридическую чистоту.
3. Работайте с профессионалами, которые используют инструменты проверки. Сервис Brand hub осуществляет экспресс-поиск в рамках реализации каждого проекта, что позволяет снизить риски при последующей регистрации прав на бренды.