В виртуальные миры уже давно интегрировали рекламу вполне реальных брендов — от энергетиков и газировки до фастфуда и даже 44-го президента США. Сделан такой продакт-плейсмент был как минимум нативно и со вкусом. Разбираемся, почему это важно не только для видеоигр, но и для индустрии развлечений в целом.
Продакт-плейсмент (product placement) — реклама той или иной продукции/компании в художественных произведениях: книги, игры, кинематограф и т. д. По идее реклама должна быть скрытой и естественной, хотя это не всегда так.
Хидео Кодзима в своем новом проекте-долгострое Death Stranding реализовал самые смелые задумки и механики, по сути создав новый жанр игры — меланхоличный симулятор ходьбы с элементами экшна в открытом мире. Хоть релиз получил смешанные оценки игроков и критиков по всему миру, это не помешало игре стать заметным событием в сфере игровых развлечений. Интересная деталь, на которую обратили внимание игроки — это Product Placement энергетиков Monster Energy, которыми главный герой в течение игрового процесса может утолить жажду и повысить некоторые показатели организма. Банки с бодрящим напитком находятся на столе в большом количестве, а камера то и дело берет самые выгодные ракурсы, чтобы продемонстрировать фирменную символику.
Несмотря на явную рекламу, энергетики удачно вписались в общую канву игры и не вызвали особого раздражения со стороны конечного потребителя (так и должен работать продакт-плейсмент в своем прямом назначении). Что немаловажно, уже после релиза игры вышел специальный патч, убирающий все обозначения бренда на банках. Однако это не помешало продукции Monster Energy «взлететь» в поисковых запросах и в стоимости акций компании. Вспомним пять других примеров вполне удачного проявления продакт-плейсмента в видеоиграх.
Pepsi Invaders
Уникальная версия культовой шутерной игры Space Invaders. Разработана специально по заказу Coca-Cola Company для своих сотрудников и выпущена на консоли Atari 2600 в далеком 1983 году. Суть игры осталась неизменна по сравнению с оригиналом — игроку приходилось отстреливать приближающиеся объекты на экране, только вместо фигурок пришельцев были буквы P E P S I с пришельцем на конце, а космический корабль заменили на спрайтовое изображение бутылки. Несмотря на оригинальный подход к повышению корпоративного духа, игру внутри корпорации приняли прохладно. Но сейчас релиз известен как самый раритетный для консоли от Atari Inc: всего было выпущено 125 картриджей с игрой. И теперь это особый предмет поиска для видеоигровых коллекционеров по всему миру, а цена экземпляра на онлайн-аукционах исчисляется тысячами долларов. Coke Wins.
Билборд с Бараком Обамой в Burnout Paradise
Сбрось гашетку и зри в корень! В 2008 году, во время своей предвыборной кампании, тогда еще кандидат в президенты США Барак Обама отметился появлением в ряде электронных игровых релизов, в том числе в гоночном аркадном симуляторе от EA Burnout Paradise. Встретить чернокожего политика с агитационными цитатами можно было на билбордах, развешанных на просторах виртуального города Paradise City. Правда, ради этого приходилось изрядно постараться, ведь скорости в игре запредельные и увидеть мелькающие рекламные плакаты — задача не из легких. Обама победил, но насколько помогла такая нестандартная виртуальная рекламная кампания в президентской гонке доподлинно неизвестно.
Cандвичи из Subway в Uncharted 3
Игры серии Uncharted от талантливой студии Naughty Dog (Crash Bandicoot, Last of Us) — это каноничное приключение и один из основных эксклюзивов для платформ Sony разных лет, однако и здесь не обошлось без рекламной интеграции. Встретить забавный продакт-плейсмент фастфуд-гиганта Subway можно в мультиплеере 2011 года Uncharted 3. Фирменный сэндвич по форме напоминающий подводную лодку (так исторически сложилось) то тут, то там появлялся во время внутриигровых баталий, а компанию ему составлял стакан с напитком, и все это подано в известной символике бренда.
Скейтбординг-игры
Прославленная серия Tony Hawk’s и другие скейт-игры — настоящий кладезь разнообразного продакт-плейсмента. Практически в любом проекте есть упоминания брендов одежды, досок, аксессуаров для скейтбординга. Главным образом фирменная айдентика брендов присутствуют в игре на билбордах, в скейт-парках и прочих вывесках. Любой поклонник данной культуры будет как рыба в воде, а ведь есть еще отменные саундтреки, которыми буквально напихан тот или иной релиз. После появления музыкальных композиций в таких играх — они становятся по-настоящему массовыми, вознося артистов на первые строчки хит-парадов и стриминговых сервисов.
7UP Cool Spot
Цветастый платформер от Virgin 1993 года про красную точку с логотипом газировки 7UP навсегда останется в истории игровой индустрии благодаря дизайну персонажа за авторством Дэвида Перри (Disney’s Aladdin, Earthworm Jim), занимательному игровому процессу и продакт-плейсменту, о котором в то время не говорил только ленивый. Сошедший элемент логотипа, у которого появились ноги, руки и очки в придачу надолго запомнился игрокам по всему миру. Крутости ему добавляли выходки вроде серфинга на бутылке 7UP, которую выносит волной на берег в начале игры. Хоть на промо-материалах присутствие известного лого было незначительным, релиз запомнили именно за оригинальную подачу и смелый продакт-плейсмент.
Продакт-плейсмент довольно частое явление в современных и не очень видеоиграх. В каких-то случаях рекламой может служить небольшое упоминание, а бывает так, что отдельно взятая игра — это и есть реклама. Так или иначе, все от этого только в выигрыше: игроки получают забавные отсылки или целые игровые эпизоды, а создатели привлекают тем самым дополнительное инвестирование в свою разработку, формируя положительный имидж рекламируемого объекта.